Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
|||
полный список событий... |
Валерий ЦаплинВалерий Цаплин живет на Ярославской земле. Он родился в городе Рыбинске, здесь началось его художественное образование. Сначала в семье, атмосфера которой благоприятствовала развитию художественных наклонностей мальчика: отец Валерия, художник-оформитель, знал и любил живопись. Свои первые детские образы Валерий начал воплощать в пластилине — увлекался лепкой. Много времени проводил в музее, где его особенно привлекали живописные полотна. «Изучая ту или иную картину, видишь, с каким мастером и выдержанной системой подходят художники к своим работам…»- вспоминает он о своих впечатлениях. Художественная школа, Ярославское художественное училище — ступени, помогающие овладеть «формулой полного искусства»: чувствовать, знать, уметь. Валерий с благодарностью вспоминает своих педагогов — Петра Владимировича Потурая ( «Я проходил у него, незаметно для себя, школу художественного вкуса, культуры и знания») и Андрея Александровича Чурина ( «Он научил вникать в суть творческого замысла художника, в содержание образа великих мастеров прошлого, а не только изучать приемы их письма, моделировку формы, композицию, колорит»). Продолжил образование Валерий в Ленинградском институте живописи, скульптуры и графики им. И.Е. Репина, на факультете графики. Здесь, еще студентом, участвуя в городских и областных выставках, зарекомендовал себя великолепным рисовальщиком, способным создавать сложные и насыщенные композиции. Его работы экспонируются на всесоюзных выставках — Студенческая молодежная выставка (1986 г.), Молодежная выставка «Страна Советов» (1987 г.), 9-я Всесоюзная выставка молодых художников, посвященная 70-летию ВЛКСМ. Затем будут международные выставки — во Франции, в Германии, в Бельгии. В студенческие годы, постоянно бывая в Эрмитаже, Валерий увлекался неповторимыми шедеврами Фландрии, что и определило выбор темы дипломной работы. Она состояла из семи графических листов по мотивам произведения Шарля-де Костера «Легенда об Уленшпигеле». Молодой художник сумел проникнуть в художественно-образный мир писателя и раскрыть его своим языком. Он выбрал и связал воедино те фрагменты романа, которые в наибольшей степени передают дух средневековья. Работа получила высшую оценку — Золотую медаль Академии художеств СССР и открыла серьезного графика. Фантастический мир образов и сюжетов захватил воображение художника, и в том же, 1988 году он создает серию листов «Сказка-быль», которую можно назвать союзом фантастики и бытия, вымысла и реальности: Домовой, придавленный обломками разрушенной истории, смотрит на зрителя устало и мудро; Леший, под огромным корнем, с озабоченным видом читает «Правду»; Кощей Бессмертный, на фоне высоких заводских труб, пытается спасти свое тело-яйцо от «дымящей цивилизации». Цаплин еще не раз будет возвращаться к этой теме, видоизменяя и углубляя ее — «Морской царь», «Лесной пир», «Лесной человек». Здесь художник как чудодей, умеющий жить в подпольном, подводном мире, отодвигает пелену обыденности, дает портреты существ в переходной стадии, то отождествляя человека с животным, то очеловечивая природу. В этот же период Цаплин создает предельно реалистические вещи — «Рыбачка», «Пошехонская деревня», «Серый день». В отражении действительности нет ничего условного — все органично и естественно. Но художник не только воспроизводит действительность — он философски ее осмысливает: «Человек-земля», «Афганский реквием». Используя условную композицию, аллегорию, автор доносит всю глубину трагедии и скорби. До глубокого философского обобщения поднимается он и в других произведениях. «Отшельник» — вселенское одиночество, одинокость — как крест. «Провинция» — картина, посмотрев на которую, можно приподняться над действительностью и задуматься над вечностью и неизменностью бытия. В таких работах художник — мастер композиции: он раздвигает пространство, используя глубокий фон, расширяет границы физического восприятия мира, или, наоборот, — сужает их до предела. Так создано полотно «Иуда». В трактовке характера библейского персонажа Цаплин опирается на «андреевский» образ Иуды Искариота. В центре картины — глаз Иуды, в котором отражен весь сонм мыслей и чувств, раздирающий изнутри этого человека, хрестоматийный образ апостола-предателя трансформирован в демонический. В сюжетах и образах библейской и античной мифологии композиции легки, лаконичные графические линии сменяются плавными, изящными — здесь он мастер живописи. Палитра живописца Цаплина богата и разнообразна. Прекрасный колорист, лирик, он находит свои интонации, свои сюжеты в изображении такой вечной темы, как природа. На полотнах с философским содержанием ландшафт скупой: горы, пустыня, небо, камни — то, что символизирует величие и вечность бытия. Пейзажи его не всегда живописны — автор не гонится за внешне красивыми, эффектными ландшафтами, — но они полны внутреннего движения, дыхания. Художник не «живописует», а переводит на язык живописи свое настроение и настроение природы. И ему это дано — чувствовать и понимать душу природы ее состояние. Растрепанный куст, сваленный ствол дерева, бугристый валун на картине «Охотино»… Осень на одноименном полотне запечатлена в той поре, когда красота то торжествующих, то приглушенных красок нарушена обнаженностью неровных и корявых стволов… Покой и умиротворенность разлиты на полотнах, где есть вода, нега — «Пейзаж с водоемом», «Лето». Хочется постоять у этих картин, открывающих прелесть хорошо знакомых мест, хочется слушать умного, тонкого художника — человека, наделенного даром редкой лирической силы… Говоря о Валерии Цаплине как о состоявшемся, признанном мастере, возможности которого далеко не исчерпаны, можно привести слова его педагогов: «…Для учителя большое счастье видеть, как живет в искусстве его ученик, как развивается его творчество, как он, сегодня зрелый мастер, соотносит свои замыслы с течением жизни. Валерий Цаплин еще в пору обучения в институте восхищал совершенством композиции, мастерством рисовальщика и живописца. Любовь к жизни, неисчерпаемая фантазия, постоянное изучение художественного наследия, неутомимая энергия позволяют мастеру создать свой романтический мир тревоги, гармонии, любви и красоты.» Профессор В. Ветрогонский, академик, народный художник РСФСР «…Я смело могу быть уверенным в том, что он, как художник, займет то заметное место в изобразительном искусстве, которого достоин.» Профессор В. Старов, заслуженный деятель искусств России За пределами сказанного осталось немало из того, что могло бы стать предметом споров. Анализировать работы художника с точки зрения живописно-пластического своеобразия, пытаться найти истоки удивительной магии цвета, колористического обаяния – занятие, безусловно, увлекательно. Но не хотелось бы навязывать какое-либо мнение, чтобы не лишать удовольствия самостоятельно постигать секреты творчества мастера, который всегда в поиске новых сфер образности и новых средств выразительности. Да и сам художник предпочитает разговор со зрителем лицом к лицу, без посредников… |
|
|
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |