Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Мифологизация и стихотворчество Ю. В. Андропова в контексте проблемы «Среда и человек»

Жизнь – только миг; небытие навеки.

Крутится во Вселенной шар земной,

Живут и исчезают человеки.

(Юрий Андропов)

15 июня 2015 года исполняется 101 (100) лет со дня рождения Ю.В. Андропова – советского государственного и политического деятеля, председателя КГБ СССР (18. 05.1967-26.05.1982), генерального секретаря ЦК КПСС (12.11.1982-9.02.1984), председателя Президиума Верховного Совета СССР (16. 06. 1983 -9.02. 1984).  Самая загадочная личность! По документам, родился он в 1914 году на железнодорожной станции Нагутская Ставропольского края. Звали его Григорием. И фамилия была не Андропов. А если углубиться в расследование, то можно придти к выводу, что  родился он в Москве.  Жил в Беслане и Моздоке… Как он жил, кто его воспитывал?

Выдающиеся ученые XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс в своей работе «Немецкая идеология»  сформулировали мысль, которая до сего времени сохраняет фундаментальную значимость в философии,  экономике, политике, культуре: «Моё отношение к моей среде есть моё сознание».

При анализе исторического процесса пестования человечества   взор сразу обращается к первичному этапу его социализации — к мифу. Мифология нацелена на преодоление  фундаментальных антиномий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Неуютная,  а чаще агрессивная окружающая действительность способствовала появлению активной потребности  сгладить опасность. Если оно было не в силах преодолеть её в реальности, то делалось  это иллюзорно, в фантазиях. Компенсаторная функция сознания помогала выживать. Мифотворчество – форма  общественного сознания, способ объяснения происходящего не только на его ранних стадиях развития. Оно существует и ныне, хотя в сознании первобытного общества и эпохи античности доминировало. Миф обязательно совмещает в себе два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (интерпретация настоящего или будущего).   Содержание мифа понималось порой, и теперь в отдельных случаях,  в высшем смысле реальным, так как запечатлевало коллективный, «прочный» опыт интерпретации действительности множеством поколений,  который являлся предметом веры, но не критики. Мифы констатировали принятую в данном социуме систему ценностей, поддерживали, а порой требовали определённые нормы поведения. Мифотворчество включает в себя элементы не только религиозного мировоззрения, но и философских и политических теорий, разнообразных форм искусства – высшей стадии эстетического отношения к действительности. Особую роль мифологическое сознание играет в рекламной деятельности и предвыборных кампаниях, где часто вместо категории «быть» выступает понятие «казаться». В массовое сознание наряду с философским и научным знанием (объективным), опирающимся  на строгую логику, внедряется алогичность и субъективность. Бытуют и социальные мифы, например, о построении коммунизма в конце XX века в СССР. Вспомним мифологему, произнесённую неоднократно Генеральным секретарём КПСС Н. С. Хрущёвым: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме!» Наряду с социальными мифами существуют и политические, например, нацистские о превосходстве немецкой расы. Бытуют и художественные мифы: социалистический реализм – высшая ипостась развития искусства; а сюрреализм – самое креативное художественное направление и т. п.

Отдельно стоит уделить внимание  псевдониму как феномену культуры. Он играл и играет охранительную и эстетическую функции, помогает политикам,  журналистам, деятелям искусства уберечь себя  от всевозможных негативных последствий. А. Ф. Лосев – выдающийся эстетик и литературовед подчёркивал в мифе  совпадение общей идеи и чувственного образа, неразрывность идеального и вещественного. Многие политические деятели и работники искусства способствуют созданию мифов о своих персонах. Сначала пытаются  овладеть массами иллюзорно, а потом, опираясь на сконструированные образы, в реальности властвовать в политике и культуре. За некоторых заранее стараются родители,  полагаясь на свой эстетический вкус или политический прогноз. Вспомним псевдонимы политических деятелей: Плеханов (Бельтов), Ульянов (Ленин), Бронштейн (Троцкий), Свердлин-Гаухман (Свердлов), Дзугашвили (Сталин), Тер-Петросян (Камо), Радомысльский (Зиновьев), Розенфельд (Каменев), Гельфанд (Парвус),  Малиновский (Богданов),  Антонов (Луначарский), Костриков (Киров), Скрябин (Молотов) и др.    (Приобретённые фамилии указаны в скобках).

Псевдонимы у деятелей культуры – явление более распространенное. Для иллюстрации приведу примеры:  деятели театра: Алексеев Константин (Станиславский), Перевощикова Мария (Лилина),  Шверубович Василий (Качалов), Сумбаташвили Александр (Сольцев,  Южин), Давыдов Владимир (Горелов Иван), Юрковская Мария (Андреева), Корнблит Александр (Таиров),  Храпинович Залман   (Гердт Зиновий) и др.;

кинематографисты:  режиссёр Григорий Мормоненко (Александров), оператор  Кауфман Давид (Вертов Дзига), киноактрисы Холодная Вера (Левченко), Боткина Александра (Хохлова), Фельдман Фанни (Раневская Фаина) и др.;

певцы:  Вайсбейн Лазарь (Утёсов Леонид),  Левицкая Алла (Баянова), Бендицкая-Певзнер-Пугачева Алла  (Горбонос Борис),  Перфилова  Алла (Валерия),  Агеева Алла  (Распутина Маша),  Саркисова Ирина (Аллегрова),  Лепсверидзе Григорий (Лепс), Горелик  Лолита (Милявская), Хрулева Елена (Ваенга), Белан Виктор (Билан Дима), Манахимова Сара (Жасмин), Данилко Андрей (Верка Сердючка), Куек Каролина (Ани Лорак), Сланевская Анастасия (Слава),  Галушка Вера (Брежнева) и др.;

писатели: Корнейчуков Николай Васильевич (Чуковский Корней Иванович),  Смидович Викентий (Вересаев), Горенко Анна (Ахматова), Брюсов Валерий (Маслов,  Аврелий,  Бакулин, Нелли), Пешков Алексей (Горький Максим),  Гиппиус Зинаида (Г-с,  Денисов Л., З. Г., Крайний А., Мережковский Д.,  товарищ Герман, Х.), Лохвицкая Надежда (Тэффи), ВОлова Гетель  Лейбовна (Барто Агния Львовна),  Попов Александр (Серафимович),  Зильбер Вениамин (Каверин), Катаев Евгений (Петров), Файнзильберг  Иехиел-Лейб  Арьевич (Ильф Илья  Арнольдович),  Кампов Борис (Полевой), Симонов Кирилл (Константин),  Гомберг Владимир (Лидин),  Лифшиц Александр (Володин),  Чхартишвили  Григорий  (Борисова Анна, Брусникин Анатолий, Акунин Борис),  Запоев Тимур (Кибиров) и др.

Эстетизация окружающей среды

Объектом эстетического отношения может служить любой предмет: явление природы, отдельная личность, созданная человеческим трудом вещь, общественно-политические ценности, научные работы,  произведения искусства, человеческая деятельность в её разнообразных формах и отдельно взятый поступок человека. Широко бытует заблуждение, что эстетическое воспитание – воспитание искусством.  Но искусство (художественная деятельность) – кульминация, высшая ипостась, высшая ступень формирования  эстетического отношения к действительности. Оно совершает гимнастику чувств, борясь против «эмоциональной тупости». По тому, как человек относится к окружающей среде и как вписывает себя в неё, мы судим о сущности личности. Выразительность – обнаружение вовне. Человек через своё отношение манифестирует себя или свой желаемый образ. Деятели искусства часто через главного героя, путём частичного отождествления выявляют своё отношение к миру, времени (к прошлому или настоящему,  порой к будущему).

Благодаря мифологизации (частичной или тотальной), имиджмейкерству люди пестуют собственный образ. Выше я уже повествовала о партийных и творческих псевдонимах известных личностей, ставшими фамилиями.

Всё, что я отметила в начале статьи, является подводкой к непосредственному исследованию загадочной личности Юрия Владимировича Андропова   (1914-1984).  Начну с анализа его биографии. Сразу подчеркну, что она запутана и порой противоречит написанной  самим Юрием Владимировичем. Буду опираться в своём исследовании на работы: А. Авторханова, Р. Медведева, В. Болдина, Ю. Дроздова и В. Фортычева, М. Калашникова, О. Платонова, С. Лихова, И. Черняка, Н. Петровского, И. Зевцова, Е. Батуевой, А. Игнатьева, С. Семанова, В. Легостаева, И. Минутко, Ю. Тёшкина, Д. Федор, Ф. Бобкова, О. Рахманина, В. Осипова, Л. Млечина, Л. Максименкова и др.

Его отец – Вэлв (Владимир) Либерман, мать – Геня (Евгения) Флеккенштейн (а по версии журналиста М. Штейнберга, настоящая – Файнштейн).

Вэлв работал на станции Нагутской телеграфистом и умер от сыпного тифа в 1919 году. Бывший первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС  С.Ф. Медунов  в одном из интервью повествовал, что его отец работал вместе с отцом Андропова и хорошо его знал.  Медунов-старший говорил, что того звали Вэлвом  Либерманом. По национальности он был евреем из Польши. Жену звали Пеней. Она тоже  по национальности была еврейкой. Эта скрываемая Ю.В. Андроповым генеалогическая деталь вышла боком  Медунову-младшему: он потерял пост и заработал ряд крупных невзгод. Евгения-Пеня Флеккенштейн после смерти переехала с 6-летним Григорием в Моздок, где вышла замуж за кудрявого грека-железнодорожника  Андропуло, который его вскоре усыновил. Греческую фамилию модернизировали на общепринятый манер – русифицировали. Живший в Ярославле писатель Ю. Тёшкин собрал почти все фотографии Юрия Владимировича с юного возраста до 42-летнего.  Ставший потом шефом КГБ (1967-1982),  возглавлявший полтора десятка лет эту вездесущую организацию и много сделавший для её процветания, а затем 15 месяцев руливший Советским Союзом (умер 9 февраля 1984 г.), он многое утаивал в своей биографии.

Сначала своеобразную эстетизацию и мифологизацию родословной проделала его мать Пеня (Евгения) Карловна. Настрадавшись  в 1914 году в Москве и  ощутив тогда на себе и своих родителях погромы патриотов и разорение дома с магазином и мастерскими на Большой Лубянке 26, но не антиеврейские, а антинемецкие, так как фамилия её отца была немецкой. Напомню, идиш – вульгаризованный немецкий язык, на котором говорили евреи-ашкенази — выходцы из Центральной и Восточной Европы. Он сформировался  на территории немецких княжеств в IX-XII веках и потом постоянно пополнялся заимствуемыми словами и оборотами речи из славянских, балтийских и других языков евреями-переселенцами или беженцами.   Много евреев из Испании во времена Реконкисты спаслось в немецких и польских краях.

Началась I Мировая война. Вскоре в 1915 году отец матери – Карл Францевич Флеккенштейн скончался. Пеня Карловна с сыном и матерью переехала из многоэтажного дома  на Александровскую площадь (ныне, Борьбы, рядом с Марьиной рощей), сохранив даже № телефона 2-15-30.

Далее следует процесс мифологизации  ради спасения: Пеня теперь – Евгения, она – подкидыш, и не дочь ювелира-купца, использующего наёмный труд в целях извлечения прибыли. Это грозило лишению избирательных прав и отправлению в ссылку. Было решено бежать на Северный Кавказ, где, по их разумению, тепло, неголодно. В провинциальном Моздоке – тишь и благодать. Но это после 1915 года.

Но тут – несостыковка. Как Юрий-Григорий мог появиться в Нагутской в 1914 году, если его мать в 1913-1915 г. преподавала музыку в московской женской гимназии Минсбаха? Информация в «Алфавитном указателе адресов жителей гор. Москвы» противоречит автобиографии, написанной рукой будущего руководителя КГБ (по сути своей работы, политической полиции). В одном документе Юрий Владимирович написал: «Мать умерла в 1929».  В другом – 1930 году. А в его заявлении с просьбой  принять в Рыбинский речной техникум от 22 марта 1932 года отмечает, что отца он лишился в 2-х летнем возрасте, то есть в 1916 году. А в автобиографии, сочинённой в августе 1937 г., 23-летний Андропов уже сообщает, что его папа умер в 1919 году.  В архив встречаются и другие опусы. «Отец был из донских казаков, железнодорожный служащий, мать из мещан. Мать умерла в 1919 году, (выделено мной – Т. Д.) когда мне было пять лет, а отец – в 1929 году. Мать моя родителей не помнила, она в младенческом возрасте была подкинута в семью купца Флекенштейна и воспитывалась в ней до шестнадцати лет. Рано вышла замуж и вскоре после моего рождения развелась с мужем.  Её второй муж, мой отчим, — Фёдоров Виктор Алексеевич. В его семье я воспитывался вплоть до окончания железнодорожной школы в 1930 году, до начала самостоятельной жизни». Тот факт, что мать  умерла  в 1919 году,  он в очередной раз почему-то смифологизировал. Выпускник 1937 года Н. Н. Оксимец, инженер, подполковник в отставке, вспоминал: «Осенью 1930 года (выделено мной — Т. Д.) меня зачислили в 4 класс железнодорожной школы. Нас обучала замечательная учительница – Евгения Карловна, доброжелательная и заботливая. К великому сожалению, она проучила нас только три четверти и вскоре умерла». (См. Котлярова И. Наш земляк – Юрий Владимирович Андропов. – Моздокский «Стыр ныхас». 31. 03. 2014.).

Всё, как в хорошем детективе! 1-ый отец Юрия Владимировича — Владимир Константинович был сыном инспектора училищ. Учился в Ростове на Дону в Институте путей сообщения, не доучившись, работал дежурным по станции, а потом и начальником на ней. Сильно пил, умер, как и потом его два брата. В 1921 году мать Андропова снова выходит замуж.  Теперь за Виктора Александровича Фёдорова, который недоучившись в Орджоникидзе  (Владикавказе) в техникуме путей сообщения, приезжает жить на станцию Моздок Северо-Кавказской железной дороги. Отчим работал смотрителем зданий, потом инструктором санитарного дела. Ярославский поэт В.Д. Пономаренко, почётный гражданин г. Моздока, добро отзывался о В.А. Фёдорове, когда я расспрашивала его нём.  Виктор Александрович  и в 50-е годы продолжал преподавать в школе № 109  слесарное дело и черчение, где в то время учился хлопец Вася. (Отец В. Д. Пономаренко, родом с Полтавщины, был осуждён, попал на каторгу в Сибирь, бежал из Владивостока  по совету сокамерников в моздокские края, считавшиеся в то время лучшими местами для убежища от зорких глаз НКВД).

Юный Андропов  до 1932 года проживал в Моздоке, в доме№ 24, прямо на вокзале. У него было имя как у протестантов, через чёрточку: Юрий-Григорий. Именно так значится в свидетельстве о рождении № 68 от 17 марта 1932 года, выданном Моздокским Горсоветом. Возникает вопрос, как он почти до 18 лет жил без свидетельства? А в удостоверении от 26 июня 1931 года значится: Предъявитель сего Андропов Григорий Владимирович, родившийся в 1914 году, обучался с 1923 года по 1931год в Моздокской фаб. зав. семилетке и окончил полный курс в 1931 году.  Получается так: в школе он Григорий, а после её окончания Юрий-Григорий? Станцию Нагутскую изредка называл Нагутинской. В ярославском-музее заповеднике на выставке, посвящённой 100-летию Андропова, я увидела на стенде одну из биографий, написанных его рукой именно в таком варианте.

Ещё Н.Г. Чернышевский в своём трактате «Об эстетическом отношении искусства к действительности» четко подчеркнул, как среда, а отсюда классовые воззрения налагают печать на понимание прекрасного у крестьянина и дворянина. Быть по происхождению дворянином, купцом в революционные годы и в период становления советской власти считалось непозволительным и  позорным явлением. Выходцы из этих социальных кругов поражались в правах: им запрещалось голосовать. В 1937 году уже  Юрий  писал: «Мать происходит  из Москвы (семья ремесленника)». Почти через 2 года в очередной автобиографии создает новый миф: «Мать родилась в семье прачки (или горничной)… Она была взята на воспитание в семью Флеккенштейн. Сам Флеккенштейн был часовых дел мастер. По документам числится как купец. Умер в 1915 г. Жена его сейчас живет в Москве. Пенсионерка. Он также сообщал, что у него на иждивении живет тетка, сестра родной бабки (по матери). Свидетельница, в лице его тётки, прекрасно подтверждает его пролетарское происхождение: она крестьянка из Рязанской губернии, следовательно, и мать Андропова принадлежит к должной, необходимой  социальной среде. Это перепроверяла инструктор ЦК Капустина и ответственный работник Ярославского обкома ВЛКСМ Пуляев. Правда, последний, приехав в Москву, встретившись с матерью Евгении Карловны – Евдокией Михайловной, получил сведения, что живущая с ним тетка (Анастасия Журжалина) не тетка, а нянька. При четвертой проверке, отчеканил 10 января 1939 г., что его «мать была взята ребенком в семью Флеккенштейн. Сам Флекенштейн был часовой мастер. Имел часовую мастерскую. В 1915 г. во время еврейского погрома мастерская была разгромлена, а сам он умер в 1915 г. Жена Флеккенштейна работала в Москве. Прав избирательных не лишалась. Родная мать моей матери была горничной в Москве. Происходила из Рязани. В анкете Журжалина указана мной как тетка, потому что я просто затрудняюсь определить  степень родства (как и она сама).» (Денис Бабиченко. Судьба Флекенштейна. (Интернет-ресурс). Аналитический клуб. Стр.3).

После окончания Рыбинского техникума водного транспорта в 1936 г. Ю. В. стал освобожденным секретарем комсомольской организации. Потом комсоргом Рыбинской судоверфи. Через год избран первым секретарем Ярославского обкома ВЛКСМ. В 1939 г. вступил в ВКП (б). В 1938-40 годах возглавлял областную комсомольскую организацию в Ярославле. Быстрым карьерным ростом он был обязан своей выдержке при перепроверках его биографии и благосклонностям к нему секретаря Ярославского обкома  ВЛКСМ П. Е. Попкова,  главы области А. И. Шахурина, второго секретаря обкома А. Н. Ларионова и первого секретаря ярославского обкома ВКП (б) Н. С. Патоличева.

Я полагаю, что неспроста направили  Юрия Владимировича  в Карелию в июне 1940 года руководить комсомолом, а с 1947 г. и обкомом партии в недавно образованную Карело-Финскую ССР и по причине, что его дед официально был гражданином Финляндии, а значит,  какие-то связи с этим краем имелись. Правительство и партия страны назначили его на дипломатическую работу в Венгрию (1953-1957) тоже не случайно и потому, что  язык карелов, финнов, венгров относится  к финно-угорской группе языков.

Находясь на руководящей работе, он умудрился заиметь вторую жену и семью. Первая – осталась в Ярославле. Вторая образовалась в Петрозаводске. По тем временам это было недопустимо. Первая жена – сокурсница и одногодка Нина Ивановна Енгалычева (1915-1994) – дочь управляющего Череповецким отделением  Госбанка, с ней он прожил с 1933-1935 г.  Работала в архиве местного управления НКВД. Дети: Евгения (1936), врач,   и Владимир (1940-1975), наладчик станков. Вторая жена  Юрия Владимировича – Татьяна Филипповна Лебедева (1917-1991). Дети от неё: Игорь (1941-2006), дипломат, посол в Греции и Швеции; Ирина (1946 г. р.), окончив филфак МГУ, работала редактором изд-ва «Жизнь замечательных людей» и журнала «Советская музыка», была замужем за актером из театра им.  В. Маяковского  М. Филипповым.

С остальными крупными этапами деятельности магического  гебиста  Ю.В. Андропова читатели знакомы (о них напомнила в начале своей статьи). Заведующий отделом социалистических стран ЦК КПСС (1957-1967); Председатель КГБ (1967-1982).  Генсек ЦК КПСС (с 1982), Председатель Президиум Верховного Совета СССР (с 1983).  Совмещает с руководством ЦК КПСС.

Остановлюсь на эстетических потребностях Юрия Владимировича. Любил играть на фортепиано. Это передалось ему от мамы. Она преподавала пение  в его школе. Охотно читал пьесы, ходил в театр, особенно на Таганку и во МХАТ. Как ни странно, ему нравилось творчество режиссера Ю. Любимова и актера и певца В. Высоцкого (может по этой причине последний спокойно разъезжал, будучи заграницей, по разным городам, невзирая на визовые ограничения, и почти никогда не платил налоги за выступления). Он им тайно покровительствовал. Не противился и тому, что в прессе циркулировала мифологема, что Андропов – спасенный, а не погибший в авиакатастрофе над Ла-Маншем известный композитор Гленн Миллер.

У главы государства была страсть к джазу. У него имелась огромная коллекция пластинок Гленна Миллера. Широкой публике этот композитор знаком как автор песен к фильмам: «Серенада солнечной долины» (1941), «Жёны оркестрантов» (1942) и др. Он способствовал изданию пластинок с джазом,  роком, в то же время в стране критиковались певцы «Битлз». У него, несомненно, на мой взгляд, были и задатки режиссёра. Он, руководя впоследствии  КГБ,  выстраивал цепочку действий во взаимоотношениях с Западом, манипулируя диссидентским движением. Для Юрия Владимировича диссидентство было частью его политической борьбы. При нём произошла реабилитация имени Бориса Пастернака: материалы о нём были помещены в Краткой литературной энциклопедии и в Большой советской энциклопедии. Он хорошо разбирался в живописи авангардистов, том числе абстракционистов, покупал их картины, хотя предпочтение отдавал передвижникам. Ю.В. был амбивалентен. С одной стороны, казалось, что он закручивает гайки в борьбе с тунеядцами,  с критически мыслящей интеллигенцией, а с другой – деликатно потворствует ей,  отправляя в Европу. (Об этом хорошо пишет Юлий Нудельман в своей проницательной  статье «Загадка Юрия Андропова и его роль в истории. Другой взгляд»).

Юрий Владимирович интересовался философией Платона, Декарта. Любил произведения Л. Толстого, Ф. Достоевского. Знал наизусть «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. Высоко ценил творчество Н. Гумилева, Б. Окуджавы. Установил прямую телефонную связь поэтом Е. Евтушенко. Сам писал стихи как и его авторитетный старший товарищ О. Куусинен.

Ещё в 40-е годы в Петрозаводске вышла его книга стихов под псевдонимом Ю. Владимиров. Вполне закономерно, что наряду с прозвищем «ювелир» (намек на московский магазин деда «Ювелирные вещи») бытовало и прозвище «романтик с Лубянки»,  и загадочное – «Ю. В.». Благодаря вездесущей деятельности возглавляемого им КГБ по миру разнеслась устрашающая слава о нём. Но в то же время отменил смертельные приговоры Дымшицу и Кузнецову, осужденным по «Ленинградскому (самолетному) делу». Психология и идеология были сильными сторонами его деятельности. Пройдя через тщательные проверки в Ярославле в 30-е годы и Петрозаводске после ВОВ, испытал на себе страх, когда не только его карьера, но и жизнь висела на волоске. Вспомним факты загубленных жизней ярославских руководителей комсомола  и  репрессированного руководителя партизанского движения в Карелии Геннадия Куприянова, под началом которого он работал 10 лет, в том числе последние три года перед арестом своего начальника.  Будучи  его 1-ым заместителем. Ю. В. не только не пострадал в этой  “чистке», но как всегда выкарабкался из экстремальной ситуации  и получал повышение: его взяли в аппарат ЦК КПСС, а потом на дипломатическую работу. За решительное выкорчёвывание куприяновщины и разоблачение приверженцев Куприянова он получил исключительно большое доверие Маленкова, Берии. Так он дошел до высот власти. Пройдя множество раз через жуткие испытания, он понимал  и ценил работу бойцов невидимого фронта и способствовал её романтизации: активно содействовал выходу на экраны фильма «17 мгновений весны» и др. Любил смотреть фильмы про Джеймса Бонда.

Образцом для подражания для него был Отто Вильгельмович Куусинен (1881-1964), происходивший из бедных слоёв — торпарей, но очень амбициозный и достигший почти всего им задуманного, ставший даже тайным масоном. Он учился в университете, где изучал углублённо философию, эстетику, искусство. Писал стихи, музицировал. Перевёл на финский язык текст гимна «Интернационал». Мечтал стать руководителем Красной Финляндии. Встречался с Лениным. Руководил Коминтерном. Готовил социалистические революции в Финляндии и Германии. Но всё-таки стал занимать высокие посты в СССР: зам. пред. Президиума Верховного Совета СССР, стал секретарём ЦК КПСС, академиком АН СССР. Он давал наставления молодому Андропову в годы их совместной работы по созданию Карело-Финской ССР, «чтобы выстоять,  следует иногда 7 шкур поменять». Учил, как следует «заметать следы», не оставлять никаких улик, не документировать беседы и встречи, так как руководители государства и политика часто меняются, и можно лишиться не только карьеры, но и головы. Отто придумал себе отчество Вильгельмович, хотя его отца звали Вилли. Часто, затаивши на долгое время свои намерения и амбиции, добивался всё-таки своего.  Так поступал и Ю. В. В них обоих странным образом сочетались холодный прагматический расчет и лиричность: тяга к музыке и поэзии. Никогда не высовывались, не руководили ни промышленностью, ни сельским хозяйством. Были связаны только с идеологией – не пыльной работой. Опытнейший коминтерновиц, избежавший чудом сталинских репрессий, научил ходить своего подопечного Юрия «по тонкому льду».

На Юрия Владимировича повлияла и мать Евгения Карловна (Флеккенштейн-Андропова-Фёдорова), вышедшая  вторично замуж и преподававшая немецкий язык, музыку и пение в Моздоке в школе, где обучался и её сын (с 1923 по 1931 год, согласно удостоверению). Она учила его и «шифроваться». Историки не могут докопаться до её корней. В нашей стране Евгению считают Флеккенштейн от немецкого flecken:  1) пятно; 2) местечко, селение. Израильские ученые полагают, что она – Пеня (Евгения) Файнштейн или Вайнштейн. Файн (fein)  означает чуткий, чистый, деликатный. Вайн (wein) – вино, виноград. Разброс значений большой. Орфоэпически вайн и файн похоже звучат. При выдаче удостоверений могли напутать писари. А может специально мать и сын заметали следы, так как время было очень опасное и тревожное. Ставропольских и терских казаков чекисты тоже не щадили. У немцев чаще встречается Флеккенштейн, у евреев — 2-ой вариант. Во Франции имеется королевский зАмок Флеккенштейн (1165 года). Так рождаются разные легенды, и почти не добраться до истины.

Да и няня (может быть она и родственница)  Журжалина  Анастасия Васильевна (1887-1979), взращенная на Рязанщине, подарила горячо любимому Григорию (Юрию) Андропову-Фёдорову много колыбельных и прибауток, равно как потом его детям: Евгении и Владимиру и его внукам: Андрею и Петру Волковым – евгеньиным детям. (Андрей пошёл по стопам деда,  хотя с ним никогда не общался. Он подполковник ФСБ в запасе, увлечён поэзией, пишет стихи. Я вручала ему в 2014 г.,  будучи председателем жюри,  диплом победителя в поэтическом конкурсе им. Ирины Бариновой, не зная, что он внук Ю. В. Андропова.  Сын Андрея — Юра хорошо поёт, слышала его выступление  на Туговой горе). Гены Ю. В. проклюнулись во внуке и правнуке.

Прежде чем обратиться  к стихотворению Ю. В., адресованному второй жене – Татьяне Филипповне Лебедевой, приведу его романтическое послание к будущей первой жене Нине Ивановне Енгалычевой.  Фамилия идет от далёких мордовских финно-угорских мурз, принявших православие. Он в неё страстно влюбился, обучаясь с ней в одном и том же Рыбинском техникуме водного транспорта, но она – на электротехническом отделении. Девушка была привлекательна: длинноногая брюнетка, капитан сборной команды учебного заведения по волейболу. После его окончания она уехала работать в Ленинград. Он вернул ее в Ярославль, будучи пылко влюбленным. Вот подпись на фото: «На память о том, кто так нежно и страстно тебя любит. Милая, милая далекая и вечно не забываемо близкая Нинурка. В память о далеких, морозных, но полных счастья ночах, в память вечно сияющей любви посылает тебе твой хулиган Юрий».

На общей фотографии с Ниной Ивановной, когда он вернул ее, и они поженились, на обратной стороне снимки 1 марта 1936 г. подписал: «Если вам когда-нибудь будет скучно, если вы хоть на минуту почувствуете себя несчастной, то взгляните на эту фотографию и вспомните, что в мире существуют два счастливых существа. Счастье заразительно. Оно вместе с воздухом проникает вам в душу и в одно мгновение может сделать то, что не в состоянии сделать годы».

А теперь обратимся к стихотворению Ю. В. Андропова, адресованному его второй жене Татьяне Филипповне Лебедевой–Андроповой (в прошлом комсомолке – парашютистке):

Писал и думал, дорогая,

Что в пятьдесят, как в двадцать пять.

Хоть голова почти седая,

Пишу стихи тебе опять.

И пусть смеются над поэтом,

И пусть завидуют вдвойне

За то, что я пишу сонеты

Своей, а не чужой жене.

 

Родная, близкая, с тобою

Мы шли по жизни много лет,

И жребий, брошенный тобою,

Для нас двоих был «да» и «нет».

Обоим нам светило счастье,

Обоих нас трясла беда,

Мы были в вёдро и ненастье

Друзьями верными всегда.

 

Когда Юрий Андропов умер, на его рабочем столе среди бумаг нашли листок со стихами:

Да, все мы смертны, хоть не по нутру

Мне эта истина, страшней которой нету.

Но в час положенный и я, как все умру,

И память обо мне сотрет святая Лета.

Мы бренны в этом мире под луной:

Жизнь – только миг (и точка с запятой);

Жизнь – только миг; небытие  — навеки.

КрутИтся во вселенной шар земной,

Живут и исчезают человеки.

Но сущее, рожденное во мгле,

Неистребимо на пути к рассвету.

Иные поколенья на Земле

Несут все дальше жизни эстафету.

 — - — - —

Сбрехнул какой-то лиходей,

Как будто портит власть людей.

О том все умники твердят

С тех пор уж много лет подряд,

Не замечая (вот напасть!),

Что чаще люди портят власть.

 — - — - —

Лежу в больнице. Весь измучен,

Минутой каждой дорожа.

Да, понимаешь в жизни лучше,

Коль ж… сядешь на ежа.

По  случаю 50-летия Ю. В. Андропова (1964 г.)

(ответ  товарищам: Ю. А. Арбатову,  Л. Е. Бовину, Г. Х. Шахназарову)

Ваше, друзья мои, стихотворенье -

коллективный мадригал -

Я прочитал не без волненья

И после целый день вздыхал:

Сколь дивен мир! И как таланты

Растут и множатся у нас.

Теперь, смотри, и консультанты,

Оставив книги-фолианты,

Толпою «чешут» на Парнас.

И я дрожащими руками

Схватил стило в минуты те,

Чтобы ответить вам стихами

И зацепиться вместе с вами

На той Парнасской высоте.

Увы! Всевышнего десницей

Начертан мне печальный старт

Пути, который здесь, в больнице,

Зовется коротко – инфаркт.

Пути, где каждый шаг не ведом,

Где испытания сердцам

Ведут чрез тернии к победам…

А в одночасье к праотцам.

Сред больничной благодати

Сплю, ем да размышляю впрок,

О чем я кстати иль некстати

Подумать до сих пор не смог.

Решусь сказать «чуток похлеще»,

На руку сердце положа,

Что постигаешь лучше вещи,

Коль сядешь ж**** на ежа.

На солнце греюсь на балконе;

По временам сижу «на троне»,

Хоть и засесть на этот «трон»,

Не бог весть как «из ряда вон»,

Но, как седалище, и он

Не должен быть не оценен.

Ведь будь ты хоть сто крат Сократ,

Чтоб думать,- должен сесть на зад!

Но хватит шуток. Сантименты,

Известно, не в ходу у нас,

И все ж случаются моменты,

Кода вдруг «засорится глаз».

Когда неведомое «что-то »

В груди твоей поднимет вой,

И будешь с рожей  идиота

Ходить в волненье сам не свой.

Вот что самое, друзья,

намедни испытал и я.

Примите ж вы благодаренье

За то, что в суете сует

Урвали «чудное мгновенье»

И на высоком вдохновенье

Соорудили мне сонет.

Он малость отдает елеем

И, скажем прямо, сладковат,

Но если пишешь к юбилею,

Тут не скупись кричать: «Виват!».

Ведь юбилей – не юбилей.

Когда б не мед и не елей.

Кончаю. Страшно перечесть.

Писать стихи – не то, что речи,

А если возраженья есть-

Обсудим их при первой встрече.

 

На пост председателя Комитета государственной безопасности в 1967 году его порекомендовал Л. И. Брежнев – Генсек ЦК КПСС. Ю. В. Андропов был послом в 1953-1957 годах и  прошел «горячую»  точку —  венгерскую революцию 1956 года, вызванную  жестокостью «мясника» Имре Надя, участвовавшего ещё в 1918 г. в качестве исполнителя в ритуальной расстрельной команде по ликвидации царской семьи Николая II в Екатеринбурге в 1918 году.  Особенно жёсткие события развернулись в Будапеште. Венгры, окрылённые докладом Н.С. Хрущева, развенчивающим культ личности И. В. Сталина, стали неистово устранять ортодоксальных коммунистов-сталинистов, вешая их на фонарных столбах. Порой снимали с них кожу за их прежние бесчинства. Из окон посольства всё это наблюдала жена Ю. В.  -  Татьяна Филипповна Лебедева. Она чудом спасла сама себя и своих детей, потайным ходом покинув это опасное место. После этого  она очень сильно психически заболела. Связано с этими трагическими событиями  его шутейное стихотворное послание соратникам по партии по поводу его назначения в КГБ:

Известно: многим Ка Гэ Бэ,

Как говорят, «не по губе».

И я работать в этот дом

Пошёл, наверное б, с трудом,

Когда бы не случился впрок

Венгерский горестный урок.

Мощный карьерный рывок сделал Ю. В. Андропов от помощника киномеханика при железнодорожном клубе  и от рабочего на телеграфе на станции Моздок. Кино развивает умение фантазировать, выстраивать сюжет – логическую цепочку смены событий, задумываться над мотивацией поступков, в конечном счете,  продумывать ходы. На мой взгляд, начальный период его рабочей деятельности помог ему в дальнейшем разгадывать предпринимаемые действия оппонентов и упреждать их. Часто приходилось вуалировать задуманное.

До сих пор люди спорят о том, кто он: разрушитель социалистического строя в СССР или сохранитель? Ю. Андропов привёл к власти М. Горбачёва, который с А. Яковлевым расшатал систему, а Б. Ельцын с помощью А. Чубайса и Е. Гайдара, Б. Березовского добили её.  Потому-то в январе 1984 года, за месяц до  смерти Ю. В. наряду с Р. Рейганом был признан журналом «Time» «Человеком года». Парадокс на лицо: векторы сравнялись. Драматургия абсурда! Через диссидентство молчаливой сапой разрушил социалистический строй, имитируя  созидание. Человек, не имеющий высшего образования,  15 лет разрушал государство, блюдя  госбезопасность! Не разбираясь ни в экономике, ни в политике, но 15 месяцев руководил страной. Не служивший ни дня в армии, получил звание генерала. Надо уметь!  Далее с двоевластием на время покончил: пост Генсека перешёл к нему. Как писал идеолог перестройки при М. Горбачёве  – А. Яковлев, на какое-то время с двоевластием было покончено, и впервые с 1917 года власть в стране захватил шеф тайной полиции. Андропова он назвал состоявшимся Берией. К цели он двигался ювелирно. До конца должен был довершить план действий под именем «Голгофа», который он подписал незадолго до своей смерти. Если верить Любимому, раз общественная и политическая система «умерла и восстановить не возможно её, да и не надо. Зачем нужен живой труп? Задача состоит в том, чтобы окончательно её уничтожить и построить на её месте истинный социализм, который поддерживал бы весь народ». Во главе 1-го этапа ставил честолюбивого говоруна Горбачёва с очень привлекательными идеями социализма с человеческим лицом Дубчека. «К тому же история показывает, что народ обожает говорунов, обещающих молочные реки и кисельные берега». Здесь Юрий Владимирович  выступил в роли имиджмейкера Михаила Сергеевича и в роли глобального режиссера, продумавшего поэтапный сценарий или пьесу будущего действа.

Но большим откровением для меня является идея-фикс Ю.В. – ликвидировать построение СССР по национальному принципу.   «Межнациональная рознь в стране подавлялась и не была бы такой, как ныне. Однако тлела всегда», — вспоминал андроповские слова Аркадий Вольский, ставший в ельцынские времена Президентом Российского Союза промышленников и предпринимателей.  Юрий Андропов, будучи Генсеком вызвал его и сообщил: «Давайте кончать с национальным делением страны. Представьте соображения об организации в Советском Союзе штатов на основе численности населения, производственной целесообразности, и чтобы образующая нация была погашена. Нарисуйте новую карту СССР». 15 вариантов А. Вольский сделал! И ни один Ю. Андропову не понравился. Обратился за помощью к академику Е. Велихову. «Нарисовали три варианта. 41 штат у нас получился. Закончили, красиво оформили, но тут Ю. В. слёг. Не случись этого,   успей он одобрить «проект“, с  полной уверенностью скажу: секретари ЦК, ставшие впоследствии главами независимых государств, бурно аплодировали бы мудрому решению партии».  Из воспоминаний Аркадия Вольского. (http://community.livejournal.com/ru_politics/3261966.html#comments).

Это и сейчас воспринимается не только мной очень фантастично применительно к нашей стране. Доминирующее влияние русских нужно было уменьшить? А что и кто  выполнял бы связующую и координирующую линию?!

(Отчасти это мне напомнило позицию администратора-государственника М.Т. Лорис-Меликова — начальника Терской области  в течение 12 лет (1863-1875). Более 50 народностей было в одном административно-территориальном образовании. И справлялся генерал-князь. Умнейший и честнейший человек был. Редкий случай, занимая высокие посты, никогда не мздоимствовал. Он — образец для подражания чиновникам и военным. Поэтому  Александр II назначил его возглавлять МВД и называл Михаила Тариэловича вице-императором.  Лорис-Меликов был автором  либеральных нововведений и отразил их в написанной им Конституции. Но ей не суждено было сбыться, так как патрон-царь был убит. Хитро-мудрого Лориса-Меликова не зря называли «волчья пасть и лисий хвост»).  Ю. В. Андропов был таким же креативным  и аскетичным, жил очень скромно, подношения не брал. Скромно жили и члены семьи Юрия Владимировича.

Его творческие задатки, соединившие в себе идеологические и имиджмейкерские (мифологические),  способствовали не только смене идеологии, но и слому экономической модели государства. Общественное сознание — биполярная динамическая саморазвивающаяся система, где два необходимых полюса-направленности: энтропийная, (разрушающая) и негэнтропийная (созидающая) находятся в постоянном взаимодействии. На определённом историческом этапе, в зависимости от экономической или политической потребности,  доминирует одна составляющая, на другом  этапе – другая.  Надо всегда учитывать историческую целесообразность. Ломать нелегко, а созидать ещё труднее!  Прорабы перестройки разрушение лихо выполнили, до основания, как поётся в гимне «Интернационал». Энтропийную роль прекрасно исполнили  М. Горбачёв и Б. Ельцын и их подручные Е. Гайдар и А. Чубайс. Драматург и режиссёр перестройки  Ю. В. умер, и не кому было их остановить. СССР разрушили вопреки результатам референдума. Энтрописты создали  карликовые государства и только потом поняли, что без интеграции не обойтись. Что будет дальше после действа мистерии под кодовым названием «Голгофа»?

Бывший пекинский генсек Цзян Цзэминь неоднократно подчёркивал, что Китай пошёл именно по андроповскому сценарию и благодаря этому избежал экономической и социальной катастрофы. Выдающийся политолог, профессор Калифорнийского университета в Беркли Кен Давитт Робсон пишет: «Если бы Андропов не умер так скоро, то мы и сегодня жили бы ещё при Советском Союзе. Конечно,  он не распустил бы КПСС, а круто бы начал реформы, посадив за решётку коррупционеров и приведя к власти молодых  технократов».

(Бабиченко Д.  http:// analysisclub.ru/index.php?page=stalin&art=2625)

Но Юрий Владимирович не успел  дать М. С. Горбачеву и Б. Н. Ельцыну и иже с ними установку,  какой снабдил его рыбинский боцман в начале  трудовой деятельности: «Ступай по жизни, как по палубе, неспешно, осмотрительно и осторожно, если хочешь дальше пройти».

Вспоминается сразу  четверостишие  Юрия Владимировича:

Молва идет среди народа,

Что всех людей вмиг портит власть.

И всё ж опаснее напасть,

Что чаще люди портят власть.

Пришло время «собирать камни». Хочется верить, что созидательную функцию российский народ осуществит под руководством Президента России В. В. Путина, вышедшего из той же государственной структуры, которой 15 лет неспешно и успешно руководил его патрон — Ю. В. Андропов, задумавший реорганизацию государства сообразно новым историческим вызовам времени. Урок, надеюсь, он извлёк, раз восстановил мемориальную доску на  доме № 26, где когда-то кропотливо трудился на Лубянке гебист–романтик Ю. В. и где согласно легенде жили предки Андропова Флеккенштейны и Файнштейны.  В интернациональном северо-осетинском городе Моздоке,  на территории школы, где он раньше обучался с 1923-1931 год,   (сейчас она называется средняя образовательная школа № 109 им. Ю. А. Андропова),  установлен памятник в 1995 году. Автор скульптуры – народный художник РСО-Алании, лауреат Государственной  премии им. К. Л. Хетагурова  В. К.  Хаев).

Закончу свою статью фразой из стихотворения Юрия Владимировича, найденного среди бумаг на его рабочем столе:

Но сущее, рождённое во мгле,

Неистребимо на пути к рассвету.

Иные поколенья на Земле

Несут все дальше жизни эстафету.

 


Григорий Андропов–Федоров с бабушкой Евдокией Михайловной Флеккенштейн – Файнштейн  и сестрой Валентиной Фёдоровой

 

Мать – Пеня (Евгения) Карловна) Флеккенштейн-Файнштейн

Григорий  Андропов-Федоров, ученик

Гувернантка и няня – Анастасия Васильевна  Журжалина

В Рыбинском техникуме водного транспорта Андропов возглавлял комсомольскую организацию.
Фото: из архива Рыбинского музея-заповедника

Дом купца I-й гильдии  К. Ф. Флеккенштейна на Лубянке, 26, где располагались его магазин,  ювелирная и часовая мастерские. По одной из версий, здесь родился будущий председатель КГБ. Ныне «Дом Андропова» находится в долевой собственности мэрии и фирмы-застройщика

Памятник на территории Моздокской школы в РСО-Алании (скульптор В. К. Хаев),

где учился Григорий-Юрий и преподавали его мать Евгения Карловна и отчим Виктор Алексеевич Фёдоров

Автор статьи — Тамара Владимировна Дадианова

 


© Дадианова Т. В. – доктор философских наук, профессор Ярославского филиала Московского психолого-социального университета;

старший научный сотрудник Ярославского филиала Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского;

руководитель  ярославской городской общественной организации  — осетинской национально-культурной автономии «Алания»


Обсуждение



Facebook
ВКонтакте





Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2017 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5