Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Сервиз Наполеона

5 декабря в музее Зарубежного искусства Ярославля открылась выставка «Египетский сервиз. Дипломатический дар Наполеона», которую захотят посмотреть не только профессионалы, но и простые любители искусства. Наслаждение от удивительного по красоте сервиза и редких гравюр художников Франции начала XIX века, получат даже те, кто не часто заглядывает в музей.

«Египетский сервиз» — ценнейшее произведение искусства, многие его предметы не имеют аналогов, однако он мало кому известен, практически не репродуцировался и мало выставлялся, тем не менее, он входит в десятку самых известных сервизов мира.

 

 

Египетский сервиз в зале музея Зарубежного искусства

История его создания началась в конце XVIII века, с момента встречи французского живописца, гравера, иллюстратора, писателя и дипломата Доминика Вивана барона-де Денона с будущим императором Франции Наполеоном Бонапартом.

 

 

Кто же такой барон Денон и какую роль он сыграл в искусстве Франции

Молодой аристократ барон Денон начинал свою карьеру как писатель и иллюстратор, имевший успех, как у критики, так и в обществе. Он быстро становится фаворитом короля Людовика XV, который доверяет ему сбор и хранение коллекции своего Кабинета медалей, а также пополнение коллекции античных гемм для мадам-де Помпадур. Но Денон мечтает не о придворной, а о дипломатической карьере. Первым успехом на этом поприще было назначение его Людовиком XV военным атташе в Санкт-Петербург, где он пользовался большим доверием у Екатерины II. После воцарения на престоле Людовика XVI, барон продолжил службу в Швеции, Швейцарии и Италии. Годы жизни в Италии были посвящены тщательному изучению памятников древнего искусства: Денон начал коллекционировать древности и делать рисунки и чертежи архитектурных памятников Древнего Рима. Кроме того, в Италии он изучает искусство гравировки. По окончании своей дипломатической карьеры, Денон возвратился в Париж. Здесь он был принят членом Академии изящных искусств и отныне, до конца жизни, посвящает себя художественной деятельности. Впоследствии Денон становится первым директором Лувра и многое сделает для создания его коллекций. По своему положению и богатству Денон занимает видное положение в высшем обществе. Он вхож в дом одной из видных фигур парижской светской жизни, главной законодательницы моды Жозефины-де Богарне. В ее особняке он знакомится с Наполеоном Бонапартом (1787 г.). Молодой французский генерал, к тому времени командующий Итальянской армией, в ореоле прославивших его побед, принимает решение отправиться в военный поход в Египет, полагая, что эта экспедиция поможет ему достичь более высокой должности.

Наполеон предложил Денону присоединиться к военной экспедиции в Египет, и художник с удовольствием согласился, отправившись на Восток в качестве эксперта секции литературы и искусства, только что созданного в 1798 году в Париже, Института Египта.

Собирая материалы для своих художественных и литературных работ, Денон прошел с французскими войсками от Дельты Нила до Асуана. Было ему в то время уже 52 года.
Находясь в действующей армии, часто под огнем противника, Денон сделал множество эскизов памятников древнего искусства — пирамид, древних храмов, развалин и таинственных иероглифов. В 1801 году Денон вернулся во Францию. По результатам египетских эскизов художник сделал несколько альбомов великолепно выполненных рисунков египетских древностей, которые были изданы в Париже в 1802 году под названием «Путешествие в Нижний и Верхний Египет».
Историки пишут, что, во многом благодаря этой работе Денона, Европу захлестнула так называемая «египтомания»: мотивы древнеегипетского искусства стали атрибутом французского имперского стиля ампир.

Идею создания тематического сервиза, посвященного успешному походу французской армии в Египет в 1789-1801 г.г. и, поначалу предназначенному в дар Жозефине, подсказал Наполеону именно Денон. По заказу императора сервиз был изготовлен на Севрском фарфоровом заводе в 1804-1806 г.г. Альбом гравюр Данона послужил основой для создания скульптурного декора, тематических и орнаментальных росписей сервиза.
Не существует точных сведений, почему Египетский сервиз так и не был преподнесен Жозефине. Предполагается лишь, что к моменту окончания изготовления сервиза, Наполеон в политических целях развелся с женой и заключил брак с австрийской принцессой, а оскорбленная Жозефина не приняла отступной подарок. Сервиз оставляют до лучших времен. В 1807 году он был обещан Александру I в качестве подарка Наполеоном Бонапартом, пытавшимся возродить традицию дарения, утраченную Францией в революцию 1789 года. В 1808 году в Эрфурте министр иностранных дел Франции Талейран, по поручению Наполеона, дарит сервиз Александру I в честь заключения Тильзитского мира между Россией и Францией. Этот подарок Наполеона не был приятен русскому императору, т. к. напоминал ему про поражение при Аустерлице, а затем и войну 1812 года.
Именно поэтому Египетский сервиз никогда не использовался по прямому назначению. Сначала его отправили на хранение в Сервизную Большого Кремлевского Дворца, затем в 1883 году в Оружейну палату, а в 1924 году передают в Государственный музей керамики «Усадьба Кусково». В 1929 году в порядке обмена десять предметов сервиза были переданы в Государственный Эрмитаж.

Египетский сервиз никогда не выставлялся в музеях России, так как для его транспортировки требовались большие финансовые расходы и трудности. Единственным исключением было начало 90-х г.г. XX века, когда он выставлялся в столичных музеях Европы и США. Первым городом, где решили показать сервиз в России, стал Ярославль.

В музее Зарубежного искусства экспонируются 62 предмета сервиза из 126, находящихся в Музее керамики «Усадьба Кусково». В декоре тарелок и сосудов посетители увидят иероглифы, знаки зодиака, геометрические и растительные орнаменты. Роспись каждого из предметов индивидуальна. На дне всех зкспонатов есть надпись, указывающая сюжет.
Полный сервиз состоит из двух частей – десертной и набора для завтрака и кофе (кабаре), а также настольного украшения.

Напомню, что вся роспись и формы многих предметов сервиза сделаны по рисункам Денона. Внимательно рассмотрите гравюры, висящие в зале. Они сделаны французскими художниками по рисункам Денона. Некоторые из сюжетов гравюр можно увидеть на предметах сервиза.

Экспозицию сервиза создал дизайнер Александр Конов, хорошо известный в Европе и США. Он предложил показать посуду не в витрине, а использовал прием накрытого стола. Это позволяет зрителю увидеть взаимодействие предметов сервиза и понять логику их расстановки. Еще один прием – это применение зеркала. Он позволяет продлить экспозицию и создать ощущение целого стола.

 

 

С другой стороны зеркала демонстрируются бюсты Александра I и Наполеона Бонапарта, которые должны были располагаться по концам стола.

Главным украшением Египетского сервиза является «Сюрту дю табль» (настольное украшение) из белого матового фарфора (бисквита), которое представляет собой 13 миниатюрных копий моделей храмов Древнего Египта в Фивах и Луксоре. Тематически и композиционно украшение связано со скульптурами египтян, держащих в поднятых руках чаши для фруктов и завершающих композицию длиной около пяти метров. «Сюрту дю табль» спроектировали скульптор Александр Брашар и участник египетской военной кампании архитектор Жан Батист Ле Пер.

 


 

Севрская мануфактура славится изобретением красителей, дающих после обжига посуды высочайшего уровня насыщенный, глубокий кобальтовый цвет. Именно им, вместе с позолотой, и покрыты предметы Египетского сервиза. В коллекции «Усадьба Кусково» находятся 67 тарелок. 20 из них привезены на выставку.

 

 

Тарелка

Также зритель увидит:

 

Чайные и кофейные чашки

 

Вазы для конфитюра, созданные по рисунку Денона с древнеегипетских жертвенных сосудов

 

Чаша для свежих фруктов (та, что держит в руках египтянин

 

Плоская чаша для фруктов в сахарном сиропе

 

Мороженица (холодильники для вина) — слева, напоминающие по форме

египетские сосуды — канопы (для забальзамированных внутренностей).

В них насыпался лед, и ставилась бутылка вина. Сахарница (на переднем плане).

 

Сливочник

Полоскательница (использовалась для ополаскивания чашек горячей водой)

 

Сахарница в форме царской короны египетских фараонов



Росписи на посуде выполнил ведущий художник Севрской мануфактуры Жак-Франсуа Свербах. Золоченый декор — архитектор Теодор Броньяр. Выставка занимает один зал, но быстро покинуть его невозможно. Я провела в нем два часа. Хотелось рассмотреть все рисунки на посуде, запомнить их и найти затем на гравюрах. Гравюры предоставлены Музеем-панорамой «Бородинская битва».
Центральной работой из шестнадцати гравюр является «Встреча Наполеона и Александра I». Тематика остальных – Древний Египет по рисункам Денона.

 

 

 

 


Обсуждение



Facebook
ВКонтакте





Новое на сайте:


Наши Партнеры:



















Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2017 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5