Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Методом народной стройки: от благодарных потомков

Автор: М. Магомедрасулов – Заместитель Министра культуры Республики Дагестан

Этот год стал особо насыщенным для нашей отрасли, особенно в вопросах проведения широкомасштабных творческих фестивалей и юбилеев деятелей культуры и искусства, налаживания творческих контактов с регионами округа и страны, участия именитых зарубежных творческих коллективов и исполнителей.

В этой гуще мероприятий и событий, в котором зачастую непосредственное участие принимает руководство республики (прим. — Дагестан), пока быть может незамеченным широкой публикой остался факт подписания Президентом республики Магомедовым М. М. Указа «Об увековечении памяти Л.Н. Толстого» и появления на одной из центральных улиц столицы Дагестана и уже, популярной и для федеральных СМИ, местности «Матлас» Хунзахского района добротных по исполнению и оригинальных по замыслу памятника и мемориала, увековечивающих память великого русского писателя Л.Н. Толстого и героя его именитой повести и нашего земляка, наиба Имама Шамиля Хаджи-Мурата.

Мемориальных объектов, которых смело можно отнести к категории нам когда-то  привычной, но уже подзабытой за последние годы – объектов, возведенных методом народной стройки. А предыстория появления их, к истинному одобрению и благодарности не только именитых потомков великого писателя, но широкой общественности Москы, Московской и Тульской областей, регионов Северного Кавказа, проста и благородна. И она, быть может, послужит подсказкой и добрым примером для тех, кто иногда очень озабочено говорит, но никак не реализует свое желание внести вклад в дело восстановления утраченных вековых добрых традиций в нашем обществе, культуре, возродить движение меценатства, которым когда-то  годилось наше Отечество.

Начну, быть может, с главного. В прекрасный осенний день, 184 года тому назад, благодатная тульская земля подарила миру человека, который стал олицетворением достойного отношения к Родине, образцом выразителя искренних чувств патриотизма к своей земле и народу, великим мастером слова – мощного и древнейшего оружия человечества, уникального инструмента для выражения мыслей человека, его жизненных позиций.

«Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живет стихия эпоса, ее величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, ее терпкая, могучая свежесть, ее обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм», — писал Томас Манн.

Уже в юные годы у Льва Толстого обнаружились исключительные способности к изучению иностранных языков. Позднее сестра писателя рассказывала, что профессор Мирза Мухаммед Али Казембек, с которым Толстой занимался турецким и татарским языками, находил его способности к усвоению языков необыкновенными. Решив стать дипломатом, Толстой успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам и в 1844 г. поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета.
Л.Н. Толстой уже в свои в 18 лет сформулировал для себя свой жизненный манифест. Эти «правила для развития воли, деятельности, памяти и умственных способностей», направленные также на обуздание чувств самолюбия и корысти, достаточно универсальны и оттого и сегодня для нас не теряют актуальности.

В 1851 г. старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях, сначала добровольно, потом был принят на службу. Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для многих его известных миру произведений.
Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». Как писал Н.Г. Чернышевский «Первые произведения Л. Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной „диалектики души“. Осенью 1856 г. Лев Николаевич Толстой, имея орден Св. Анны с надписью «За честь» и две медали: серебряную «За защиту Севастополя 1854–1855 гг.» и бронзовую «В память Восточной войны 1853– 1856 гг.», выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну.

Пронизанная искренностью и преданностью любовь к Отечеству и высокие и добрые помыслы и поступки, мужество, достойное подражания, и обаяние личности, эпический талант и филигранное мастерство владения словом – это лишь некоторые штрихи портрета русского писателя и мыслителя, чья жизнь прошла в неустанных поисках правды. «Больше всего меня поразило в Толстом то, что он подкреплял свою проповедь делами и шёл на любые жертвы ради истины. Он был самый честный человек своего времени. Вся его жизнь – постоянный поиск, непрерывное стремление найти правду и воплотить её в жизнь. Толстой никогда не пытался скрыть правду, приукрасить её; не страшась ни духовной, ни светской власти, он показал миру вселенскую правду, безоговорочную и бескомпромиссную» – пишет о нем великий Махатма Ганди.

Годы перелома, командировки на Кавказ, общение с представителями разных слоев российских народов круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой. Это отразилось и в его творчестве – эпохальном. Неповторимом и пропитанном любовью к простому российскому народу.
Бурной реакцией в обществе в те годы сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям. В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений. Его проза стоит среди всех времен – пишет Стефан Цвейг — и в наши дни извечной, безначальной, непреходящей, как сама природа, неощущаемая даже как искусство.

Произведение, которое по праву называют жемчужиной позднего творчества Л. Н. Толстого, «Хаджи-Мурат» как в зеркале отразило лучшие человеческие и творческие стороны бытия и мышления великого писателя.
В нем писатель органично сочетал свои философские взгляды и художественное правдоподобие. Несомненно, повесть можно назвать документальной, поскольку она точно передает хронологию событий и дух того времени, помимо этого, автор сумел передать читателю тот особенный исламский дух, которым пронизана была вся жизнь горцев.

Толстой пишет не историю человека, не историю войны, а человеческие чувства. Хаджи-Мурат предстает как человек, верный своему религиозному долгу. Хаджи-Мурат показан Толстым именно как праведный мусульманин – он набожен, соблюдает обязательные молитвы, которые тоже являются прямой обязанностью истинного мусульманина, он воюет за веру. Сам Хаджи-Мурат говорит, что «надел чалму для спасения души». Помимо этого, Хаджи-Мурат верен своей семье, он и перешел к русским для того, чтобы вызволить семью. Толстой изображает его как праведного человека, любящего Бога, соблюдающего моральные нормы своей веры – а это в любом случае достойно восхищения, хотя для толстовской этики неприемлемы понятия войны за веру.

Он пишет о человеке-герое, о человеке, зажатом между выбором – Шамиль или император Николай. И если первый – царь духовный, то второй – царь сильный. Эта кавказская повесть по праву может считаться одной из лучших толстовских повестей по своей предельной простоте, ясности, прозрачности и документализму. Толстой начал писать повесть в 1896 г. «Татарин на дороге. Хаджи-Мурат», – отметил Толстой в записной книжке 18 июля 1896 г. после прогулки в окрестностях Пирогова, где он гостил у брата С.Н. Толстого.
Первоначальная редакция повести называлась «Репей». Однако повесть перерабатывалась в течение нескольких лет. «Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности», – писал Л. Толстой. Для одного только первого наброска «Хаджи-Мурата» он ознакомился с сочинениями, в которых насчитывалось около 5000 страниц. В повести нашли отражение исторические документы, печатные и архивные источники – труды Л. Зиссермана, генерал-фельдмаршала князя А.И. Барятинского, князя М.С. Воронцова и рассказы кавказцев, А.П. Андреева, Е.А. Вердеревского и мн. др. Повесть имеет десять редакций с многочисленными вариантами. С 1898 по 1901 г. замысел «кавказской истории» не отпускает Толстого.
В 1901 г. работа возобновляется. Толстой пишет «то с охотой, то с неохотой и стыдом». 29 июня 1902 г. он сообщает брату Сергею Николаевичу: «Я теперь пишу обращение к рабочему народу… Когда кончу, хочу кончить рассказ о Хаджи Мурате. Это баловство и глупость, но начато и хочется кончить». С 6 августа по 23 сентября 1902 г. – самый плодотворный период работы. 11 октября 1902 г. Толстой написал В.Г. Черткову: «Кончил Хаджи-Мурата, который в неотделанном вполне виде отложил и при жизни не буду печатать». 10 ноября 1902 г. повесть читалась вслух в Ясной Поляне приехавшим в этот день М.А. Стаховичем.

«Толстой – это великий урок. Своим творчеством он учит нас, что красота возникает живою и совершенною из правды.» писал в те годы Анатоль Франс. Но и после этого «Хаджи-Мурат» продолжал владеть творческим сознанием Толстого. 6 мая 1903 г. он пишет М.Л. Оболенской: «Пересматривал „Хаджи-Мурата“. Не хочется оставить со всеми промахами и слабостями, а заниматься им на краю гроба, особенно когда в голове более подходящие к этому положению мысли, – совестно. Буду делать от себя потихоньку».
Переделки и поправки текста были закончены в декабре 1904 г. «Хаджи-Мурат» появился впервые в печати в «Посмертных художественных произведениях Л.Н.Толстого» в 1912 г. с большими цензурными пропусками. И, как будто предвещая сегодняшний день, Расул Гамзатов пишет: «Ведь каждое литературное произведение имеет свое назначение и звучит в свое время, поэтому многие строки, написанные писателями много лет назад, сейчас для нас еще ближе…»

Прошло около 150 лет с тех событий, о которых поведал миру Лев Николаевич. Инициативная группа из города Тулы, родины Л.Н. Толстого, и земляки разных поколений не раз обращались к руководству Республики Дагестан за поддержкой и помощью в воссоединении и захоронении останков главного героя последней повести Толстого – Хаджи-Мурата, по волею судьбы оказавшихся на древней азербайджанской земле..
Именно это обстоятельство и бесплодность многолетней переписки с различными федеральными ведомствами, зачастую порожденная человеческим бездушием, породили мысль поставить Памятный Камень Хаджи-Мурату и всем погибшим во всех кавказских войнах на территории Музея-заповедника «Ясная поляна».

В 2009 г. было написано письмо к Президенту Республики Дагестан и подан на рассмотрение и утвержденный директором музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» проект «Памятный Камень Хаджи-Мурату». Инициатива была одобрена руководством республики. На выбор и транспортировку камня были выделены финансовые средства.

Следует подчеркнуть, что до этого времени памятные камни в Яснополянском музее и филиалах не устанавливались, даже на могиле Л.Н. Толстого нет камня. Директор музея «Ясная Поляна» с известным писателем Андреем Георгиевичем Битовым окончательно сформировали концепцию этого мемориала. В марте 2010 года Г. Л. Опарин, один из активных инициаторов данного проекта, отправился в Дагестан выбирать камень, который должен был навечно встать на краю поля, в Пироговских имениях графов Толстых. Там, где Лев Николаевич встретил изломанный крестьянским плугом, но непобежденный куст татарника и вспомнил о Хаджи-Мурате. К поиску активно подключилась администрация и общественность Хунзаха – родины героя. Найденный камень изначально весил около 37 тонн.

Геннадию Опарину с научным сотрудником отдела Игорем Пешехоновым пришлось послойно, по всей длине камня сбить около семи тонн. Большую помощь в этом оказали руководство и сотрудники «Мостотряда». Это была настоящая, бескорыстная интернациональная помощь. Камень был загружен в полуприцеп и с водителями Хамзатом и Мухтаром поехали в Пирогово. Здесь мегалит и был установлен в специально подготовленный железобетонный стакан-фундамент. У подножья на черно-серой гранитной плите выбита надпись на русском и арабском языках: «Да примирит и упокоит Всевышний души всех погибших в кавказских войнах».

У Камня поочередно служили поминальный молебен по погибшим на Кавказе, и единоверцы, и приехавшие из Дагестана и Чечни. Отсюда, из срединной России, молились о погибших в кавказских войнах единоверцах православный игумен, польский ксендз и тульский имам. Молились в присутствии многочисленных потомков Льва и Софьи Толстых, собравшихся из многих стран мира. вместе с земляками Хаджи-Мурата и кунаками Льва Толстого.

Это стало символом общности людей разных стран, языков и представлений о Всевышнем, разных уровней образования и достатка. Оно стало образной живой моделью России и мира. Теперь на краю русского черноземного поля в Пироговских имениях графов Толстых высится кавказская скала, как символ нерушимости дружбы и единства народов нашей великой многонациональной страны.

В рамках проводимой работы по увековечению памяти Л.Н. Толстого с идеей проведения конкурса тематических сочинений среди учащихся школ Московской и Тульской областей и г. Москвы выступил академик Шамиль Гимбатович Алиев. 
Целью данного проекта было привлечение внимания подрастающего поколения к бесценному творческому наследию Льва Толстого, приобщение детей к его произведениям, а через них – к лучшим образам нравственно чистых, патриотичных, мужественных и благородных героев творений великого писателя. Конкурс проводился в тесном сотрудничестве с Департаментом образования правительства Москвы и Институтом открытого образования. В конкурсе участвовало ряд школ, гимназий и колледжей из всех округов Москвы.

Для отбора лучших работ школьников были сформированы Независимая предметная комиссия, Малое и Большое жюри, куда вошли известные писатели и литературоведы, общественные деятели, представляющие оргкомитет. Надо сказать, что проект был реализован отлично и имел весомый успех не только среди его участников, но и педагогов более чем 100 школ Москвы и Московской области. По результатам конкурса было определено 20 победителей в нескольких номинациях и около 100 дипломантов.
Торжественные мероприятия с награждением победителей, их учителей и отличившихся сотрудников Департамента образования правительства Москвы сопровождались концертной программой, выступлениями известных писателей и ряда почетных гостей. Кроме ценных призов и дипломов, лауреаты получили подарочные издания книг «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова и «Ахульго» Ш. Казиева.

Проект, при спонсорской поддержке Умаханова С. Д. – Главы МО «Городской округ г. Хасавюрт», президента Всемирного фонда имама Шамиля, также предпринимателя Омарова Джамала, Тоторкулова А. Х. – председателя исполкома Российского конгресса народов Кавказа и Юсупова З. К. – генерального директора ОАО «ЯТЭК», был реализован при непосредственном участии Департамента образования г. Москвы; Российского конгресса народов Кавказа, Всемирного фонда имама Шамиля. Руководителем данного проекта выступил Д.Ш. Халидов, сопредседатель Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа». Работу конкурсного жюри возглавил его председатель Шапи Казиев, писатель, сценарист, лауреат международных и республиканских премий.

Почетными гостями мероприятия были Умаханов И. М-С. – зам. председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ. Толстой П.О – тележурналист, Опарин Г. Л. – заведующий отдела Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» и Лермонтов М. Ю.- председатель Ассоциации «Лермонтовское наследие». Номинанты конкурса в составе 10 человек при содействии зам. председателя Совета Федерации РФ И.М-С. Умаханова и Президента РД М.М.Магомедова были приглашены на экскурсию в Республику Дагестан.

Музей «Ясная Поляна» им. Л.Н. Толстого в тоже время провел конкурс сочинений среди школьников республик Северного Кавказа на тему: «Л.Н. Толстой – мост между Кавказом и Россией». Конкурс, посвященный 160-летию поездки Л.Н. Толстого на Кавказ, проходил в ноябре 2010 – мае 2011 г. В нем участвовали команды 171 школы Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и РСО-Алании.
Основной целью конкурса являлась популяризация творческого наследия Л.Н. Толстого. В итоге, в Музей-усадьбу «Ясная Поляна» было прислано более 400 творческих работ различной направленности исполнения. Флэш-анимации, видеозаписи открытых уроков, ковры и панно, деревянная и керамическая скульптура, рисунки красками и карандашом, картины из пластилина, «самиздатовские» брошюрки, красочные презентационные альбомы – это лишь немногая часть того, с чем пришлось работать компетентному жюри.

Победители и призеры конкурса были награждены дипломами и подборкой специальной литературы издательства «Ясная Поляна». Кроме того, 50 наиболее ярких творческих работ были награждены почетными грамотами. Все без исключения участники конкурса получили благодарственные письма от Музея-усадьбы «Ясная Поляна».
Расул Гамзатов в одном из своих интервью как-то  сказал: «К сожалению, оказалось, что только война может востребовать и воспеть людей чести и совести, оказавшихся не у дел в мирное время. К счастью, теперь в России и в мире о Дагестане узнали… и как о Родине героев, которые способны отстоять честь и достоинство своей земли… Я предлагаю поставить мемориал памяти погибшим на этой войне….».

Эти слова послужили символическими предсказаниями для тех кто начал вкладывать свои сбережения и усилия в дело возведения великолепных памятных символов в знак благодарности потомков одному из самых читаемых сегодня в мире российских авторов — Льву Толстому. Руководителем интересного проекта, памятника Л. Толстому и герою его повести «Хаджи-Мурат», который украсил одно из оживленных мест центра столицы Дагестана – Парк им. Ленинского комсомола и ул. М. Гаджиева стал Джамал Омаров – предприниматель. Увековечил на камне образы великого русского писателя Льва Толстого и героя его произведения – одного из видных воинов и соратников имама Шамиля молодой и перспективный скульптор Шамиль Канайгаджиева.

Руководителем другого проекта-мемориала, посвященного памяти писателя Толстого и наиба Имама Шамиля Хаджи-Мурата, ставшего достоянием многих поколений не только хунзахцев и украсил великолепный памятник природы – местность «Матлас», является Сурхай Алиев – зам. председателя региональной правозащитной организации «Равноправие и защита“ и земляк легендарного Хаджи-Мурада.
Памятник, в свою очередь, олицетворяет единство и многокрасочность образов двух великих личностей, какими стали в истории наших народов Толстой и Хаджи-Мурат. Он символично передает и дух прошлых лихолетий ратной истории Отечества, и созидающую роль писательского труда во все времена человечества – кинжал и перо обрели на нем равнозначимую ценность.

Не забыты и тот, кто пером писал нашу историю, и тот, кто мечом вписал лучшие из страниц ратной истории Отечества, – летописец и наиб, писатель и защитник, хронограф и воин. Думается, что именно этот уголок древнейшей и госте»приим“ной земли хунзахской станет в скором времени местом не только паломничества гостей и туристов, но и твор»ческих встреч и писательских конференций, инициирования многих памятных проектов боевой славы наших народов, проведения многих иных культурных меро“прия»тий.
Координировали работу по созданию и реализации проектов инициативной группы в Махачкале и Хунзахе Казанби Казанбиев – зам. Председателя Счетной палаты РД; Сайгидахмед Ахмедов – зам. Председателя Народного Собрания РД; Шамиль Гимбатович Алиев – академик, Сурхай Алиев – заместитель председателя региональной правозащитной организации «Равноправие и защита» и Магомед Эльдаров, профессор, академик.

Если на памятник в Махачкале свою помощь предложили более 16 меценатов в составе которых обозначились восемь глав муниципальных образований, то все 25 спонсоров мемориала в Хунзахском районе — выходцы из района-родины наиба Хаджи-Мурада.
Оргкомитетом по реализации этих, истинно народных, проектов также открыт интернет-сайт, посвященный творчеству Толстого и Хаджи-Мурату Интересные документальные, художественные и публицистические материалы, размещенные на сайте, привлекают множество посетителей, для которых личность Хаджи-Мурата открывается во всем своем масштабе. На сайте представлены издания книги Л. Толстого на многих языках, произведения Р. Гамзатова по данной тематике; произведения в разных жанрах искусства, посвященные легендарному наибу, фильмы разных лет, фото- и архивные материалы из разных стран.

В эти дни я лично еще раз, как и миллионы его почитателей, вновь почувствовал величие, многообразие и уникальность Личности, с которой через его бессмертные произведения судьба свела меня на всю жизнь. Личности, ставшей своеобразным талисманом, визитной карточкой для России и каждого из нас на всех широтах планеты.
Эти мероприятия в очередной раз показали, насколько мало мы за эти годы смогли раскрыть многообразие его писательского дара, таланта художника богатейшей традициями культуры, публициста и одного из ярких в мире представителей института народной дипломатии.
Эти образы, запечатленные в памятниках на дагестанской земле, официальные мероприятия по открытию которых с участием потомков Л.Н. Толстого намечены на осень, думаю, станут выражением глубоких чувств любви и уважения к Гению и Воину, творениями и мужеством которых мы – потомки — всегда искренне будем гордиться.

16.07.2012 15:04:59
16.07.2012 15:04:59
16.07.2012 15:05:00
16.07.2012 15:05:00
16.07.2012 15:05:01
16.07.2012 15:05:01
16.07.2012 15:05:01
16.07.2012 15:05:02
16.07.2012 15:05:02
16.07.2012 15:05:03

Обсуждение



Facebook
ВКонтакте





Новое на сайте:


Наши Партнеры:



















Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2017 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5