Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Прощай, неистовая Беатриса

В день предрекаемого племенем майя конца света, 21 декабря 2012 года студенты, преподаватели Ярославского государственного театрального института провожали в последний путь Беатрису Васильевну Окулову – профессора кафедры музыкального воспитания, заслуженную артистку РФ.

Четверть века она трудилась в ЯГТИ, преподавала вокал, умудрялась даже у студентов со слабыми вокальными данными взращивать певческий голос, порой применяя неистовые педагогические приемы: муштру и давление на самолюбие. Многие не выдерживали. Помню, как парни отделения «актер музыкального театра» вылетали из аудитории со слезами и воплями: «Нет больше мочи, затерзала». А о девушках-студентках и подавно говорить нечего, их тоже не щадила, добиваясь красоты звучания и правильной постановки дыхания. Б.В. Окулова окончила ГИТИС. В ее дипломе значилась специальность «режиссер оперного театра». Профессия предполагает добровольную диктатуру режиссера у артистов.

Моя дочь Анастасия еще до учебы в театральном институте со школьной скамьи занималась вокалом у Беатрисы Васильевны. Благодаря именно своей наставнице стала лауреатом Собиновского конкурса и в Англии (Ланголлене). Элементы тирании применяла и к ней, не взирая на возраст. Маленькая певунья с рыданиями пулей вылетала из класса, вслед за ней бежала чудо-концертмейстер Наталья Васильевна Баюрова, утирая девчонке слезы: «Настюша, уже лучше звучит у тебя голос, осталось немножко позаниматься, приходи, когда Беатра уйдет домой, и мы с тобой доработаем. Ты думаешь, что меня не песочит, мне еще пуще достается, особенно когда она готовится к сольному концерту в филармонии». Это шептала нежная и талантливая Баюрова, отец которой был замечательным певцом – обладателем густого баса, очаровавшим слушателей столицы. Наталья Васильевна дотачивала до совершенства то, что заприметила у студентов деспотичная Беатриса Васильевна. Этот творческий тандем оставил большой след в творчестве будущих актеров. Многие стали не только актерами, но и певцами. Так выпускники факультета «актер драматического театра» курса профессора А.С. Кузина, поставившего оперетту «Сильву» Кальмана (педагог по вокалу Б.В. Окулова) удивили зрителей Волковского театра не только драматическим даром, но и вокальным мастерством. Это был совместный проект театрального института и театра им. Ф.Г. Волкова. Отрадно, что ядро курса влилось в состав труппы Санкт-Петербургского Тюза, постановка мюзикла «Ленька Пантелеев» получила главную премию «Музыкальное сердце театра», которой отмечаются высокие достижения в области мюзикла, в этом есть и ее заслуга: молодые артисты в театр пришли музыкально подготовленными.

Профессор Окулова не щадила и себя. Ежедневно работала над собой, разучивала новые арии. Задумала не менее 10 «Аве Марий» разных композиторов исполнить на сценах концертных залов. Порой я ее называла неистовой Беатой. Певица работала непомерно и над своей фигурой, моржевала. А однажды переусердствовала с весом, похудев более чем на 12 кг. Голос ее с возрастом не старел. Я даже отмечала, что она – вторая Саломея Крушельницкая: чем старше становится, тем крепче звучит ее колоратурное сопрано, с причудливыми украшениями, узорами-фиоритурами. Овладевать ими учила еще на студенческой скамье сама Дебора Пантофель-Нечецкая. Она вела в Доме народного творчества оперную студию и студию народной песни. Казалось, что певица будет пестовать себя и учеников еще не менее 10 лет, но несчастный случай свел в могилу: любила ледяную воду – моржевала, но не смогла перенести чересчур горячую.

Мне так не будет хватать ее голоса, немного надменного, волевого, студентам – требовательнейшего педагога, а слушателям – задорной, темпераментной, неистовой певицы Беатрисы Окуловой. Ее идеалом и кумиром была несравненная чудо-певица Галина Вишневская, недавно ушедшая от нас. В той жизни, наверное, их души встретятся.

Любителям пения Беатриса Васильевна оставила свою монографию «Вокальное воспитание драматического актера» и чарующий голос, записанный на дисках.

Автор: Тамара Дадианова, культуролог.


Обсуждение



Facebook
ВКонтакте





Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5