Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


О сукиасянцах – первых христианах-аланах

…Громко, во весь голос хочу поведать вам

и передать из века в век достоверно известное мне… (Иованнес Драсханакертци, IX век)

 

Именно сейчас наступило время «собирать камни» —  кропотливо изучать историю становления своего народа – этногенез, видя при этом диалектику национального и интернационального, ведущую к общечеловеческому. Великий философ Гегель говорил о том, что чистых явлений нет ни в природе, ни в обществе, ни в познании. Из ничего ничто не рождается. Нам стоит только внимательно вглядываться в лучшее других культур, прививать его кропотливо и осторожно, доводя до апогея, при этом обязательно  учитывая «особенное» своего народа.

28 апреля русская православная церковь чтит память аланских воинов во главе со своим предводителем Баракатром (Баракадом), пострадавших за веру  Христа. Армянская церковь дала ему имя святой Исихий, с армянской транскрипции Сукиас (Сухия), а воинов назвали сукиасянцами. Грузинская церковь зовет их месукевийцами и тоже почитает. Кто эти славные мужи? Обратимся к истории. Согласно легенде, они состояли в свите аланской (осетинской) принцессы Сатаны (Шатаны,  по-осетински), прибывшей в Армению по случаю ее бракосочетания с  селевкидским стратегом, армянским царем и полководцем Арташесом.  Согласно армянской эпической песне, он полюбил прелестную дочь аланского царя, с которым воевал, умыкнул ее и сделал своей женой. Об этом писал выдающийся армянский историк Мовсес Хоренаци  (Книга II, гл. 50), живший, по одной из версий, в V веке (410 г. род. – 490 г. умер). Как считает авторитетный армянский ученый Абегян М., в армянском эпосе под именем Арташеса выступает царь Армении Трдат Аршакуни (66-88).  (См. его труд «История древне-армянской литературы»,  стр. 37-42). Это эпическое творение являет собой историческое воспоминание о войнах Трдата I с аланами — предками осетин,  вторгшимися 72-75 гг. на землю армян и разорившими ее. Время   алано-армянских сражений уточнил Манандян Я. (См. «Труды». Том II, часть I, стр. 16-17).

Когда Арташес (Трдат I Аршакуни) находился в   военном  походе на востоке, к его супруге Сатеник (по-армянски так стало звучать имя) пришли ученики апостола Фаддея, обратили в христианство Баракада — ее близского родственника, военачальника аланской дружины и часть придворных, прибывших из страны аланов. Проповедников  во главе с Хрюсием (по-гречески – золото) армяне назвали Воскянами,   (от армянского «воски» — золото). Они были ранее римскими послами к армянскому царю. Так как он часто участвовал в баталиях и не мог постоянно жить во дворце, воскяны   (воскеасянцы)  беспрепятственно проповедовали  Евангелие. На постсоветском пространстве это,  пожалуй, один из первых случаев посвящения в христианство (приблизительно I век н.э.).  Данному  случаю благоприятствовал ряд обстоятельств, так как учение Христа распространилось в соседних с Арменией местах: Каппадокии, Осроене и Адиабене. Торговля, политика и культура способствовали распространению христианства в Армении.

Аланы в это время были солнцепоклонниками, как и ассирийцы. Но так как Шатана стала армянской царицей, то ее земляки, жившие при дворе, одними из первых уверовали в мессию. В это время Малая Армения была частью римской провинции Каппадокии. Армяне соприкасались с жителями еврейских колоний. Еврейские общины находились в главных армянских городах: Арташате, Вагаршапате, Тигранкерте. Именно  в этих общинах останавливались проповедники – путешественники и излагали Евангелие (благую весть) как иудеям, так и армянам. К концу II века парфяне, лидийцы, фригийцы, каппадокийцы и армяне исповедовали христианство. Об этом свидетельствовал Тертуллиан в книге «Против иудеев» в 197 году.

Не все проходило гладко. С конца II века, в начале III века христиан подвергали гонениям цари: Вагарш II (186-196), Хосров (196-216) и их преемники. И только в 301 году царь Тиридат III провозгласил учение Христа государственной религией. Сасанидский Иран пытался  воспрепятствовать  этому. С большим благоговением армяне вспоминают Григория-просветителя,  взявшего на себя миссию первого каталикоса Армянской церкви (302-326).  Кто знает арабский язык, во всех подробностях узнает об этих событиях  в старинной летописи X века  или в публикации ИРАО (Императорского Русского Археологического общества в 1904-1905 годов).  Сейчас уже имеется замечательная возможность познакомиться с уникальным фолиантом «История Армении» Иованнеса Драсханакертци, созданным в конце IX века. (Перевод с древне-армянского языка осуществила исследовательница  М. О.   Дарбинян-Меликян. Уже имеется история  и на русском языке. «Союз армян» издал этот труд для русскоязычных читателей в 2011 г. количеством  800 экземпляров). На мой взгляд, данная старинная книга представляет хрестоматию, где в хронологической последовательности излагаются работы древних ученых: А. Ширакаци, М. Хоренаци, Себеоса, Гевона.  До того как стать каталикосом (главой армянской церкви), И. Драсханакертци активно проштудировал работы упомянутых выше авторов, объединил их в одну книгу, дав возможность армянам знать истоки их истории и культуры. О сукиасянцах там имеется специальная глава.

Через 2 года после провозглашения Трдата III, в 303 г.  возник великолепный Эчмиадзин (недалеко от Еревана). Он стал религиозным центром всех армян. С того давнего времени там окормляет всех верующих  Верховный патриарх и католикос всех армян на протяжении 15 веков (за исключением XIV-XV вв.). Там же находится уникальная библиотека старинных рукописей и книг авторитетных авторов. Фолианты по истории, географии, религиоведению вызывают у специалистов большой спрос и восторг.

Но вернемся к концу  I  и началу II века. Соплеменники  Сатеник – аланы были первыми осетинами, вопреки сложным политическим обстоятельствам,   мужественно взявшими на себя миссию – следовать новому  благородному животворному учению Христа, наперекор торжествующему идолопоклонству. Вспомним всех поименно: Сукиас, Лукианос, Полоктэс, Кондратос, Идиксикирос, Мемнас, Фокас, Сергиос, Дуетиос, Андраникос, Зосимос, Бектос, Талкеос, Иорданэс, Анастас, Теодорос, Акопос, Феодосиос. Имена их, как Вы заметили,  уважаемые читатели, оканчиваются на –ос или на –ас. Имеется модификация  -эс. Эти окончания имен говорят об  этнической принадлежности, так как предков осетин называли оссами, ассами, а страну – Аланией. Уверовав в  учение Христа, крестившись и дав клятву,  они не отступили от веры. И во времена  гонений 44 года находились в экстремальных климатических условиях на горе Джрабашх (в последствии,  Сукавет), названной в честь аланского предводителя Баракада (у армян Сукиаса). Там они пребывали в холоде, голоде (питались одними травами). Тела их огрубели, напоминали камни, покрытые мхом; по другой версии, от росы небесной обросли густым волосяным покровом, похожим на шкуры   горных козлов.  Родственники Сатеник  являлись представителями аланской знати, а обрекли себя на страшные нечеловеческие испытания, уйдя от идолопоклонников – язычников, занимавшихся магией. Сыновья Сатеник  были настроены категорически против христианских позиций сукиасянцев. Сама царевна открыто не выявляла свое религиозное мировоззрение.

Существуют разные версии  гибели этих стойких и сильных духом людей. Хотя они ранее принадлежали к высшему сословию  – военной аристократии, но пошли на жуткие лишения, следуя вере  Христа – спасителя человечества, взявшего на себя его грехи.

По одной версии они погибли от солдат осетинского царя, решившего вернуть на родину

дружинников, почти 5 десятилетий покинувших Аланию, да еще изменивших главному божеству – Солнцу и обрядам в честь его животворной силы. Его звали Дадианосом (Датианосом). Он отдал приказ,  во что бы то ни  стало: уговорами или  подарками соблазнить вернуться на родину. В противном случае — лишить жизни. Но дарам и увещеваниям славная дружина Баркада (Сукиаса) не вняла, осталась на горной вершине.   (Она находилась в Багревандской области, против селения Багван, напротив горы Нпат). Там они молились за целостность Армении. В это время Армения лишилась царя Вагарша, его сына Артавана и царя Хосрова. Они были убиты персидским царем. В другой интерпретации, — аланским правителем.  Разность версий можно объяснить, по моему мнению, тем, что древне-осетинский (аланский) язык возник на северном диалекте персидского.  Сейчас он сильно отличается от фарси.  В первые же века  нашей  эры  аланы и персы прекрасно понимали речь друг друга, так как языки были схожими.

В те годы шла ожесточенная борьба из-за обладания территорией. То армяне побеждали, то персы, то аланы. Шапух, мстя за отца, хотел смести с лица земли Армению. Оценивая эту сложную ситуацию для алан,  блаженный Кондратос предложил своему начальнику Баракаду с воодушевлением помолиться, чтобы Господь проявил милосердие,  ниспослал Армении мир и чтобы персидский царь (по другой версии, аланский) умерил свой гнев и не требовал возвращения восвояси в Аланию. Молитва оказалась благотворной. Шапух  вдруг повернул войска в Персию. И наступил мир. С той поры армяне чтут алан  за  судьбоносную молитву, мужество, стойкость и преданность  клятве следовать до конца жизни выбранной вере.  Но сын Шапуха все-таки решил извести аланских дружинников – христиан за то, что в молитвах за страну добились заступничества и милости Божией. Он отправил военачальника Барлаха, который попытался их переубедить, вернуть в язычество и уговорами, и подкупом и устрашением. Но  аланские рыцари были непоколебимы. Их,  миролюбивых христиан, перебили!? Тела бросили в ров, забросав глыбой камней. Позже, почти через 170 лет,  Григорий – великий просветитель,  движимый святым духом, соорудил на месте  погребения часовню, назначив первым иереем церкви своего ученика Абаса. Но это было потом.  А в  130 г., самым молодым из алан удалось скрыться от изуверов, а после  погибели  друзей-единоверцев вернулись на место казни,  где покоились бездыханные оссы, поставили каменные плиты с указанием имен погибших, и ушли по склону горы с юга на запад. Там они соорудили себе скит у начала долины, где немало источников, и жили до самой своей смерти. Через годы их тела нашли пастухи, захоронили сукиасянцев в том же ските – землянке. Царь Вагаршак в этом месте с хорошим умеренным климатом построил город Вагаршакерт. Народ с той поры считает, что  открытые монахами-аланами источниками исцеляют от недугов.  Находится  гора Сукав (Сукавет) сейчас в Турецкой Армении. Турки назвали ее Cat Kosedag.  Она – главная вершина восточной части хребта Хайкан Пар, который тянется на запад от Арарата и отделяет Айрарат и Ерасхадзор от южной Армении (по сведениям армянской географии VII века А. Ширакаци «Ашхарацуйц» (в переводе с древне-армянского означает «Показ мира»,  стр. 81).  В  месте  гибели алан-миротворцев,  по грузинской версии, император Византии Константин построил в начале IV века великолепную церковь.

Этих миролюбивых христиан особо чтут православные не только Армении, но России и Грузии. Грузины их называют месукевийцами. И все ставят их в пример, как надо ратовать за мир, и что общие устремления и усилия в молитвах способствуют совершению чудес – заставляют порой отменять агрессивные решения, как  поступил Шапух.

Сейчас большую работу по христианизации РСО-Алания проводит отдел религиозного образования и катехизации Православного духовного училища во Владикавказе. 16-17 мая 2013 г. в этом дорогом моему сердцу городе прошла  II Всероссийская научно-практическая конференция «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России». Там мной был прочитан доклад о сукиасянцах.  Выступая год назад на I Всероссийской научно-практической конференции «Православная Церковь в социально-культурных процессах России: история и современность», которая проходила  во Владикавказе и Алагире 23-24 мая 2012 года по благословению Высокопреосвященнейшего Зосимы – архиепископа Владикавказского и Махачкалинского,  я подчеркнула в своих выступлениях, что осетинам надо чтить своих национальных героев аланских дружинников,  раньше всех принявшихся христианство.   И в случае пребывания в сложной жизненной экстремальной ситуации,  вопреки негативным обстоятельствам стойко, как они,  держать клятву, произнесенное слово,  не продаваться, предвкушая выгоду, и не предавать выбранные гуманные идеалы.

В V веке  у  армян возникла письменность. Они закрепили историю первых христиан  – представителей аланской знати в повествованиях: «Мученичество Сукиасянцев» и «Мученичество Воскянов». Спасибо грузинам, что они первыми перевели с арамейского истории их подвига с подлинника, впоследствии частично утраченного.  Грузинская церковь, приняв христианство на один век позже армянской, назвав их месукевийцами, канонизировала  доблестных мужей. С тех пор не только почитает этих славных рыцарей, но и считает их своими — грузинами.

Лет 10 назад   по моему предложению в ярославском храме Михаила-Архангела, где духовно окормляются военнослужащие ярославского гарнизона,  бывший настоятель  – отец Андрей провел экуменистическую акцию в честь 16 аланских князей, пострадавших за веру.  На молебне присутствовали верующие осетины, русские, армяне, грузины. После этого была торжественная дружеская трапеза.

Сейчас, когда эпидемия коррупции и стяжательства,  вражды, экстремизма,  терроризма поразила многих людей и даже страны, стоит обратиться к повествованиям  о жизни легендарных личностей баракадцев – сукиасянцев. Тогда в мире царил постулат «око за око». Но героические воины отказались от него раз и навсегда, хотя их многократно провоцировали.  Аланские рыцари, обладавшие потрясающей силой духа, умением дорожить клятвой,  придерживались  «Нагорной проповеди» Христа, где путеводными заповедями  являются: чти отца своего и мать свою, не убий, не укради, не лжесвидетельствуй…   Христианская  парадигма поведения важна   и сейчас для педагогик всех времен и народов. А установка «Прощай, оружие» должна стать основополагающей во взаимоотношениях людей.  Пусть художники, скульпторы, поэты, композиторы, танцмейстеры, кинематографисты посвящают свои произведения  святым сукиасянцам — этим легендарным героям, а священники -  специальные службы!  Следует улицы и скверы назвать в их честь,  памятуя   их духовный пацифисткий подвиг. А Владикавказскому  духовному православному училищу можно присвоить их имя.  Алания и по сей день является  форпостом православия на Северном Кавказе!

Автор: Тамара Дадианова – доктор философских наук,  профессор, руководитель

национально-культурной автономии «Алания» (Ярославль).



Обсуждение



Facebook
ВКонтакте





Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5