Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Философу и культурологу Т. В. Дадиановой – 70 лет


1 мая Тамаре Владимировне исполняется 70 лет. Возраст далеко не юный. Но она принимает активное участие в международных конференциях, где часто удивляет многих своей не стандартной позицией в понимании сущности той или иной проблемы. Часто являлась инициатором многих плодотворных идей, хотя авторство инноваций часто доставалось потом другим личностям. Так, например, по приезду в Ярославль на работу из Ленинграда по приглашению ректора С. С. Клитина после окончания аспирантуры во вновь открываемый театральный институт, где она не только преподавала, но и руководила научно-исследовательской работой студентов, параллельно решила инициировать открытие кафедры культуры и эстетики в пединституте, долго разъясняя прежнему руководителю департамента образования Вере Рыбаковой необходимость реализации этой идеи, так как пестование учителей без этой эстетической составляющей формирует их однобоко. Представила программу. И только через 10 лет вызрела эта идея, но авторами стали другие. Рада, что её задумку всё равно реализовали.

В конце 90-х годов предлагала присвоить звание Почетного гражданина Ярославля драматургу Виктору Розову, так как он родился в Ярославле в день празднования дня Толгской Богоматери, а в драматическом театре им. Ф. Г. Волкова были поставлены спектакли по его 10 пьесам. И театр юного зрителя открылся его пьесой «Вечно живые». Всем известен фильм «Летят журавли» — призёр Каннского фестиваля. Она предлагала администрации области присвоить ТЮЗу его имя. Почётным гражданином Ярославля стал другой человек, а театр юного зрителя стал именоваться розовским через 20 лет.

Т. В. Дадианова высказала через газету ярославскому отделению Союза театральных деятелей учредить премию имени выдающейся актрисы Прасковьи Жемчуговой-Ковалевой (Шереметевой) «За лучшую женскую роль» и вручать её ежегодно в День театра достигшей успеха актрисе в создании сценического образа. Через 10 лет учредили, но идею приписали другим. Тамара Владимировна к подобным ситуациям подходит с юмором, считая, что идея должна привиться, а её авторство должно к этому времени забыться.

Она уже более 20 лет пробивает создание памятника аланке (осетинке) Марии-Ясыне (Шварновне) – жене Всеволода III – великого владимирского князя, маме и бабушке ярославских, переславских, ростовских, белозерских, новгородских, суздальских, владимирских князей в Ярославле на пересечении улиц Свободы и Ленина, в детском сквере «Дружба», где мамы с малышами отдыхают. Мария-Ясыня хотя и жила в эпоху Средневековья, но она опередила свое время, её по праву можно считать женщиной эпохи Возрождения, умело воспитала детей и внуков, которые за свои подвиги были причислены РПЦ  к лику святых в статусе благоверных. (См. н-р, статью Т. В. Д. «О заслугах Марии-Ясыни и её потомков – благоверных князей в упрочении потенциала земли Русской»).  Княгиню, в основном, многие знают только как бабушку А. Невского и прабабушку Д. Пожарского. Идею памятника поддержали маэстро В. Гергиев и руководитель Ярославской области С. Вахруков. (Но, к сожалению, вскоре губернатор покинул свой пост, и её мечта не была воплощена. Тамара Владимировна свою идею русско-кавказских связей через скульптуру дарит другим (лишь бы увековечить память этой уникальной женщины).

Юбиляром написано много научных статей, посвящённых выявлению сущности творческого сознания, выразительности искусства, диалектике национального и интернационального в культуре, выдающимся личностям далёкого прошлого и настоящего. В Интернете имеется немало её научных статей, в частности, на престижном научном портале «Богослов.ру». На её диссертации, защищённые: в ЛГУ им. А. А. Жданова в 1980 г. о диалектике отражения и преображения действительности в искусстве, а также в МГУ им. М. В. Ломоносова в 1997 г. об основных носителях выразительности художественного творчества, которым диссертант присвоил категориальный статус, активно ссылается новое поколение диссертантов.

Т. В. Дадианова после защиты докторской, решила создать областную благотворительную журнал-газету поддержки интеллигенции «Ярославская культура», которая в 2000 г. стала Лауреатом Всероссийского конкурса изданий, пишущих на темы культуры, в номинации «Специальное издание». Журнал-газета издавалась на общественных началах 10 лет, активно помогал в качестве заместителя главного редактора известный поэт Е. П. Гусев. При «Ярославской культуре» действовал творческий клуб «Интеллигент», где апробировались, обсуждались новые работы поэтов, певцов, художников, композиторов, ученых, краеведов. Шли споры о будущем России, издание и клуб помогали морально выживать творческой интеллигенции, так как известны среди деятелей культуры и высшей школы печальные случаи суицидов, запоев, депрессий.   Творческие встречи полуголодных людей помогали морально друг другу выживать путем общения и споров за чашкой чая. «Ярославская культура» в то лихое десятилетие была единственным изданием, где печатались регулярно стихи, ноты, исследования ярославцев. Кроме этого Т. В.  Дадианова писала предисловия о сути творчества авторов в их книгах.

В период перестройки государственные вузы влачили жалкое существование, открылись новые негосударственные, где Тамара Владимировна была востребована, имела возможность преподавать в должности профессора: в институте офицеров запаса, институте Екатерины Великой, в Международном институте управления, Московском финансово-юридическом университете (яросл. филиал), Московском психолого-социальном университете (яросл. филиал). Ей приходилось параллельно преподавать в трёх вузах, чтобы оплачивать аренду офиса, коммунальные услуги и телефон, а потом и Центра аланской культуры (в последствии он стал называться Ярославская городская осетинская общественная организация национально-культурная автономия «Алания»), создание которой она инициировала и в течение 15 лет руководила ею. Были проведены: Дни культуры Осетии в Ярославле; День осетинского кино; встреча с мастерами цирка, артистами-осетинами; вечера, посвященные творчеству основоположника осетинского языка и культуры – К. Л. Хетагурова. В конкурсах «Мисс национальная красавица» ярославского отделения «Ассамблеи народов России» принимали участие и члены нашей организации. Были отмечены дипломами и ценными подарками наши девушки-осетинки:  К. Дзабиева, А. Редькина-Дадианова, Л. Сидакова.  Члены нашей национальной культурной автономии принимали и принимают, по мере возможности, участие во всех мероприятиях ярославской Ассамблеи народов. Она осуществляла сбор помощи пострадавшим от природной катастрофы в Кармадоне Северной Осетии; организовала пункт приёмки и отправки продуктов питания, одежды, стройматериалов в офисе Центра аланской культуры для жителей Южной Осетии, пострадавших от военных действий грузинской армии в 2008 году.

В библиотеках Ярославля Т. В. Дадианова неоднократно выступала с лекциями: «М. Лермонтов. Кавказский аспект», «Мифологизация и стихотворчество Ю. Андропова», «А. С. Пушкин в Осетии», «Наследие философа В. С. Соловьёва в Ярославле», «Путешествие А. П. Чехова по Военно-Грузинской дороге», «Об оболганном Лаврентии Берия – Почётном Гражданине СССР» и др. На её сбережения приобретены национальные женские осетинские костюмы, заказана парсуна-портрет княгини Марии-Ясыни у художницы А. Харламовой-Сибриной, книги по истории и культуры Кавказа и Осетии, в частности по просьбе Т. В. написана поэтом Н. Супругом поэма «Мария-Ясыня», а поэтом Е. Гусевым создана песня «Княгиня Мария» (музыка композитора И. Куницыной). Культуролог Дадианова обратилась в патриархию с инициативой, учитывая огромный вклад в созидание владимирского княжества – прообраз русского централизованного государства княгини Марии-Ясыни, увековечить её в общепочитаемом лике святости. Почти 5 лет назад, 10 ноября 2014 года, в храме Христа-Спасителя в рамках XVIII Всемирного Русского народного Собора в зале церковных соборов эта идея была поддержана патриархатом, правда сейчас временно эта идея временно заморожена из-за перестановки кадров в патриархии: куратор этой акции В. Чаплин выполняет сейчас другое послушание.

Ею написано много статей по философии искусства, культурологии, этике. Широк спектр знаний и творческого дарования Тамары Владимировны. В начале своей деятельности она не только преподавала в Ярославском государственном театральном институте теоретические дисциплины, но и ставила экспериментальные спектакли в студенческом театре Ярославского Политехнического института и в Народном театре ВОГ. (По первому образованию, она – режиссер, выпускница режиссерского отделения факультета культурно-просветительной работы Московского государственного института культуры). Эта деятельность помогла ей потом написать инновационную докторскую диссертацию, посвященную выявлению необходимых и достаточных элементов художественного творчества, и трактовать их как категории. Она обучалась в очных аспирантуре и докторантуре лучших вузов страны: ЛГУ (ныне СПбГУ) и МГУ, чем гордится. Там успешно защитила научные работы. Она знакома с выдающимися учеными и деятелями науки и культуры – для неё это важная духовная ценность и радость.

Сейчас, будучи немолодой женщиной, она уже не может содержать за свой счет офис НКА «Алания» на улице Красный съезд и вести столь же активную культурно-просветительскую деятельность, как прежде, работая ночами, занимаясь кроме всего прочего краеведением не только Осетии и Кавказа. Она доказывает, что чистых явлений к культуре не бывает, а только проявление диалектики национального и интернационального. Часто оригинальное своеобразие феномена одной культуры вырастает до апогея, до шедевра в другой культуре, н-р, скань, финифть, позаимствованные в странах Востока, обрели новое качество в Ростове Великом и т. п. Ссылаясь на источники, показала, что икона-святыня Толгская Богоматерь вывезена из Алании 1278 г. ярославским князем Фёдором Чермным (Черным), детьми А. Невского и белозерскими князьями. Владимирская княгиня Мария-Ясыня – аланка; у истоков первой на Руси меновой ярмарки были пленные аланы (см. её статью «Осетины на Мологе»). Прах грузинской царицы Тамары находится не в Грузии, как считают тамошние ученые, а в Святой земле, в Израиле. Юрий Андропов – бывший руководитель КГБ и краткосрочный глава СССР – Григорий Либерман, родился не в Ставропольском крае, а в Москве, учился в Моздоке, потом носил фамилию отчима Федоров, с нею он приехал учиться в Рыбинск с именем Григорий в училище водного транспорта, потом стал Андроповым. Возглавляя КГБ, имел кабинет на Лубянке, где раньше были ювелирная и часовая мастерские его деда Фликкенштейна. И таких исторических парадоксов она выявила не мало. Её часто приглашают на съезды и конференция во Владикавказ и Цхинвал, и она активно откликается на это, выступая с докладами, а порой и с критикой негативных явлений, которые усматривают там. Часто и подбадривает, видя ростки нового прогрессивного. За заслуги в области кавказоведения и осетиноведения она удостоена почетного звания Заслуженный деятель науки РЮО-Алании. Её конёк – генеалогия.  В её генах бурлит кавказская кровь и казачья. Родилась она в Ростове на Дону. Отрочество и ранняя юность связаны с Орджоникидзе (сейчас называется, как и в старину, Владикавказ). Окончила Орджоникидзевское педагогическое училище. 4 года, проведённые там, вспоминает с благоговением. Педагоги преподавали высоко профессионально, многие обучались в Москве и Ленинграде. Многое приняла у них, самое главное – искать истину, найти и не сдаваться. Она всегда повторяет студентам и аспирантам, что культура начинается с памяти. Что бы она не делала, всё подвергает сомнению, опираясь на декартов принцип познания. Очень ценит труд Г. В. Ф. Гегеля «Наука логики» и всегда следует его основному тезису: «Знакомое, потому что знакомо, остаётся непознанным». Для того, чтобы понять суть явления, надо использовать принцип очуждения, посмотреть чистым, наивным, подобно ребёнку, взглядом, как на странное, чужое, и тем самым убрать все стереотипы, напластования.  Этому она учит не только деятелей искусства, чтобы их творчество было откровенным, органичным, лишённым наигрыша и вторичности, а аспирантов в поиске истины полагаться на интуицию и многоаспектный подход, и не переписывать банальные суждения.

Кроме искусствознания и философии, любит историю. Преподаватели после окончания училища прочили ей идти поступать на исторический факультет или на спортивный. Но она выбрала искусство.  Тамара Владимировна отважна в науке и честна в общении, старается никогда не лгать, а если уверена в объективности своей позиции, не подстраивается под общее мнение. Всегда скрупулёзно, со всех сторон исследует предмет, явление. К студентам и аспирантам (адъюнктам) относится с любовью и с требовательностью, как к своим детям и внукам. Сын Руслан – менеджер, дочь Анастасия – актриса и режиссер. На двоих у них — пятеро детей, а значит, у неё вместе столько же внуков и внучек. Эти научные и жизненные постулаты внедрила в воспитание своих детей, а теперь наблюдает, как они внедряют их в повседневной жизни.

В последнее время она работает над книгой «Лики и личности», преподаёт сейчас только в ЯВВУ ПВО историю и философию науки, является старшим научным сотрудником НИО этого вуза, публикуется в научных журналах, предлагая читателям неожиданные подходы в трактовке личностей, а, следовательно, преподносит читателям новые версии мотивации поведения Лжедмитрия, Марины Мнишек, Лермонтова, конструктора авиалайнеров и луноходов Г. Токати, П. Багратиона, Петра I и др. Т. В. Дадианова пытается спасти в СПб –ом отделении Архива РАН от порчи из-за недолжного хранения научное наследие сотрудника Эрмитажа, ученого, археолога-этнографа, кавказоведа Е. Пчелиной, привлекая общественное мнение в печати.

К сожалению, её муж Николай Редькин – Заслуженный работник культуры РФ, профессор театрального института, бывший его проректор, создатель кафедры пластической экспрессии, известный шоумен, режиссер основных городских праздников, директор филармонии умер в 2006 году. В городе Ярославле их считали образцовой парой. Со студенческой скамьи они были всегда вместе. Учились оба в Москве, на одном курсе у Ю. Н. Мальковского — Заслуженного артиста РСФСР, ученика реформатора театрального искусства   К. С. Станиславского. Прожили в браке 33 года. Помогали друг другу создавать творческие работы, растить детей и пестовать студентов.

Подводя итог всему выше изложенному, прошу учесть эту важную в жизни Тамары Владимировны Дадиановой дату, её юбилей – 70-летие со дня рождения.

 

Сотрудник ярославской госфилармонии, актриса и режиссер, член осетинской общины Анастасия Редькина

 

2 апреля 2019 года





Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2019 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5