Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Море, солнце, Крым в Ярославском художественном музее

Весна в этом году пришла с первыми мартовскими днями — снег остался в далеком феврале, люди не торопятся в свои теплые квартиры, с наслаждением подставляя лица ярким солнечным лучам. В такое время хочется встретиться с чем-то радостным, необычным. Ярославский художественный музей такую возможность нам предоставляет.  11 марта там открылась выставка «Море, солнце, Крым». Эта выставка необычная:  созданная в рамках выставочного проекта музея в 2011 году, она начала свою жизнь с Калининграда -  западной части России, затем переместилась в центр – Саратов, а затем за Урал -  в Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово, Красноярск и, наконец, возвратилась в родной город. Конечно, создавая проект три года назад,  никто и не мог подумать, насколько актуальной она станет весной 2014. В двенадцать часов дня состоялась презентация выставки, а несколькими часами позже, в нескольких десятках метров от музея, на Советской площади прошел митинг ярославцев в поддержку Крыма.  Выставка, не имея политической подоплеки, все же невольно попадает в тему событий, волнующих сегодня весь мир. И, тем отраднее, сбросить напряжение последних недель и увидеть Море, Горы, Солнце чарующего Крыма на полотнах мастеров кисти..

 

П. Верещагин. «Аю- Даг. Крым»

 

На выставке представлены произведения художников XIX-XX веков из собрания Ярославского художественного музея. Живописцы разной известности и степени таланта, представители разных стилистических направлений объединены любовью к этой частичке русской земли, желанием сохранить и воплотить в красках свои крымские впечатления. Некоторые картины   длительное время находились в фондах музея и не выставлялись в постоянной экспозиции и, тем интереснее, давним любителям живописи, их вновь увидеть, а молодежи познакомиться с ними.
Алексей Федорчук – куратор выставки, считает, что каждая работа на выставке оказалась не случайно, и интересна, и важна, и ценна не только с точки зрения раскрытия темы Крыма, но и для творчества самих художников.

Первый зал отдан мастерам XIX века. Их вдохновляла эпическая красота природы Крыма, её особая гармония, спокойствие и умиротворение:Айвазовский И., Лагорио Л. «Лунная ночь. Парусник у берега»,  Верещагин П. «Аю-Даг. Крым», Шишкин И. – «Водопад Сууч-хан. В Крыму близ Алушты»,  Боголюбов А. «Марина», С. Платонов «Крым».

 

 

А. Боголюбов. «Марина»

 

В начале XX столетия, с освоением полуострова как курортного места, в работах появляется  новая тема – солнце, море, цветы, фрукты: К. Коровин «Розы на фоне моря»,  «В Крыму весной. Татарское селение», А. Бенуа «Крым. Капсель», И. Крачковский «Берег моря».

 

К. Коровин. «Розы на фоне моря»

 

Во втором и третьем залах выставлены произведения художников, чей творческий путь начался до революции 1917 года и продолжился в годы советской власти, а также советским художникам послевоенного времени.

 

А. Арапов «Пионеры в Крыму»

 

К 30-м годам  Крым из места отдыха петербургской и московской аристократии, а затем и российской интеллигенции превращается во всесоюзную здравницу с домами отдыха и санаториями для трудящихся.  Тема достижений СССР, в первые послереволюционные десятиления, стала основной для советских художников, приезжающих в Крым на отдых или командировку. Несмотря на то, что художники  отражали новые веяния, но и от красоты крымской природы им было не уйти, и часто, именно она, по-прежнему главенствовала в их работах: Котов П. “ В доме отдыха. Алупка». А. Арапов «Пионеры в Крыму», Танклевский Л. «Крым. Улица». Самокиш Н. «Алупка».

 

П. Котов. «В доме отдыха. Алупка»

 

С 60-х годов в Крыму появляется новый вид отдыхающих, распространенный и в настоящее время – «дикий турист», так называют людей, организовывающих свой отдых самостоятельно.  Приметы этого времени отражены в картинах художников  третьего зала: Сельский Р. – «Под тентом», Лопатников А. «Аквалангисты», Флоренская О. «Гурзуф», «Бархатный сезон» и «Полдень в курортном городе» — диптих Соколова Н.

 

Р. Сельский «Под тентом»

 

Соколов Н. “ Бархатный сезон»

 

Никто из посетителей не пропустит два портрета: чудесной девочки Наташи с картины Моисеенко Е. и  девушки в морском сарафанчике с картины «На пляже» недавно ушедшей из жизни ярославской художницы Ариадны Соколовой.

 

А. Соколова «На пляже»

 

Е. Моисеенко. «Наташа»

 

И как, кстати, рядом с портретами, оказались коллекции одежды  и аксессуаров 60-80 годов прошлого века. Удачная находка для ярославской выставки!

 

К двум последним десятилетиям XX века относятся произведения, по-новому осмысляющие крымскую землю. В них художники стремятся передать не столько реальные виды Крыма, сколько его сокровенную суть, знаковый смысл: Жарикова Э. «Крым», Зарипов А. «Гурзуфский автопортрет».

 

Э Жарикова. «Крым»

 

В заключение небольшого обзора хочется обратить внимание  на две картины Виктора Тетерина: «Дорога к морю.Оливы» и «Агава и море». В них художник стремился к изображению единства природы и человека, к поиску гармонии, душевной ясности, незамутненности духовной жизни.

 

В Тетерин «Дорога к морю. Оливы»

 

В. Тетерин «Агава и море»

 

 


Автор: Карина Короткова
Перейти на официальный источник >>




Обсуждение


Facebook
ВКонтакте


Оставьте комментарий

Имя

E-mail

Телефон

Тема

Комментарий


Контрольные цифры *

Введите число, которое указано выше.

13.03.2014, 2392 просмотра.



Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2020 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5