Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Концерт как сага о жизни, смерти, любви

В последние годы Ярославская филармония приглашает с концертными программами молодых талантливых пианистов: Константина Лифшица, Андрея Коробейникова, Алексея Володина. В минувшее воскресенье добавилось еще одно имя: Михаил Мордвинов. Несмотря на то, что этим музыкантам немногим более тридцати лет, их имена уже ярко горят на мировом музыкальном небосклоне. На их концертах всегда оправдываются ожидания самых взыскательных ценителей фортепианной музыки. И новое тому подтверждение — сольный концерт Михаила Мордвинова в нашем городе. Со сцены, впрочем, как и вблизи, Михаил кажется совсем юным: стройная худощавая фигура, легкие вьющиеся волосы, открытая улыбка. Просто Владимир Ленский из «Евгения Онегина». И даже приехал он, как и пушкинский герой, из Германии (его дом не только в Москве, но и в Берлине).

 

Михаил Мордвинов после концерта в Ярославле

 

Вопрос, с которого началась беседа с пианистом,  был о том, какие были его первые шаги в мир музыки.   Михаил не из семьи музыкантов.   Его родители  инженеры – программисты. Музыкальных инструментов в доме не было, и потому никто не мог заметить каких-то необыкновенных  способностей ребенка в возрасте трех-четырех лет, как это часто бывает в семьях профессиональных музыкантов.  В  музыкальной  студии одного из московских Домов культуры занимался Мишин двоюродный брат, и родители  отвели туда шестилетнего сына. Через несколько месяцев занятий встал вопрос о поступлении в музыкальную школу. Знакомые посоветовали  МССМШ имени Гнесиных.  Решили попробовать. Показали разным педагогам школы и в результате Мишу приняли в класс Татьяны Абрамовны Зеликман. Нет музыканта в нашей стране, который не знал бы это имя. Т. А. Зеликман — знаменитый педагог МССМШ, более 46 лет занимающаяся становлением юных музыкантов. Она воспитала многих известных пианистов: Алексея Володина, Константина Лифшица, Александра Кобрина, Ивана  Рудина, Константина Шамраева,а также победителя последнего XIII Международного конкурса  П. И. Чайковского – Даниила Трифонова.  Известны ее слова:“ У меня ученики очень разные, и я их так и воспринимаю — как совершенно разные индивидуальности. У всех по-своему звучит рояль. Но культуру звука можно привить всем. Для этого, вообще-то, прежде всего надо, что называется, заниматься музыкой».  Как замечательно привита культура звука Т. А. Зеликман  Михаилу Мордвинову могут теперь убедиться зрители всех его концертов.

 

Т. А. Зеликман

Из беседы с Михаилом: «Родители часто водили меня на хорошие концерты. Татьяна Абрамовна всегда это приветствовала, т. к. считала такие походы обязательной частью обучения. Заниматься музыкой сначала было легко и интересно, потом сложно и интересно. Помню, лет восьми участвовал в отчетном концерте школы, который записывало телевидение. Мы с Костей Лифшицем играли в четыре руки какую-то смешную пьесу Тихона Хренникова. Запомнил игру старших учеников – Бориса Березовского, Юлии Красько. Юлия играла с оркестром концерт Мендельсона. Хотелось начать тоже что-то  играть большое. Даже пытался подобраться к сонатам Бетховена. Вообще, что-то  начало получаться, когда уже было лет десять. Тогда я выучил Шуберта – 6 музыкальных моментов. Один из них я сыграл сегодня на “бис“. Он достаточно простой, остальные были куда более сложными для меня тогда. Играл с детской непосредственностью, с которой сейчас уже не сыграть. Конечно, любую вещь сейчас исполняешь по-другому».
Десять лет обучения у Зеликман закончились поступлением в Российскую Академию Музыки (РАМ) им. Гнесиных в класс профессора Владимира Мануиловича Троппа. В. М. Тропп был не только замечательным педагогом (его ученика — пианиста Михаила Лидского ярославцы хорошо знают), но и выступал с концертами. В его репертуаре большое место занимала музыка романтиков. Особые творческие достижения В. М. Троппа были связаны с исполнением произведений Скрябина, Рахманинова, Метнера, немецких романтиков. Михаил еще в школе любил играть Шумана, Шуберта. Он попал к педагогу «своего» направления. Такое совпадение музыкальных интересов пошло только на пользу студенту. Уже на втором курсе Михаил Мордвинов участвует в XII Международном конкурсе имени Р.Шумана в Цвиккау (Германия — 1996), на третьем курсе в VI Международном конкурсе имени Ф.Шуберта в Дортмунде (Германия, 1997). Два конкурса – две первые премии. В 1997 году Михаил получает стипендию имени Г. Нейгауза фонда Мстислава Ростроповича и удостаивается почетного звания «лучшего студента года» РАМ имени Гнесиных. В 1997–1999 годах ему дают именную стипендию Президента Российской Федерации. В течение десяти последующих лет Михаил успешно участвовал ещё в нескольких конкурсах. Последний был в княжестве Андорра в 2006 году (первая премия).

 

В. М. Тропп

 

В. М. Тропп о своем ученике: «Среди молодого поколения современных российских пианистов Михаил Мордвинов явно выделяется своей естественной музыкальностью, простотой и содержательностью. Его природная и привитая ему с детства культура игры на фортепиано опирается на точную интуицию, на полученную им в широком смысле школу, в своей основе проистекающую в русле русской пианистической традиции. Михаил Мордвинов — один из самых многообещающих московских музыкантов».

«Гнесинку» Михаил заканчивает с отличием  и еще два года учится там в аспирантуре, одновременно начиная стажироваться в Германии в Высшей школе музыки Ганновера у профессора Бернда Гёцке.

Михаил Мордвинов о периоде жизни в Германии: «Бернд Гёцке – уникальный пианист,  ученик Артуро Бенедетти Микеланджели, итальянского пианиста, признанного одним из самых выдающихся исполнителей классической фортепианной музыки XX века. Гёцке был единственным, кто учился у него в юном возрасте. Гёцке было всего 12-13 лет.  Остальные ученики  были взрослыми людьми. Гёцке стал другом Микеланджели, и их дружба продолжалась до самой смерти учителя. Он интересно рассказывает о своем учителе и друге. С 1994 года и по настоящее время, Бернд Гёцке  является членом жюри Международного  конкурса юных пианистов имени Владимира Крайнева, который проходит в Харькове.  В 2012 году он возглавил этот конкурс вместо ушедшего из жизни в 2011 году Владимира Крайнева. С Крайневым Гёцке познакомился в Ганновере, куда выдающийся пианист приехал преподавать в Высшей школе музыки. Гёцке добивается при обучении какой-то хорошей дотошности, педантичности.  Очень здорово помогает в понимании музыки  импрессионистов.   Я многому у него научился

 


Бернд Гёцке на конкурсе им. Владимира Крайнева (2012 г.)

 

Еще учась в Ганновере, я хотел переехать жить в Берлин. Ганновер очень спокойный, размеренный, а Берлин другой – там много событий в музыкальной жизни.  Но сразу в Берлин попасть не удалось. Когда в Ганновере учеба стала подходить к завершению,  Владимир Мануилович Тропп предложил стать у него ассистентом в Гнесинке, и я уехал в Москву преподавать.  Но с Германией связи не порывались -  я много выступал там с концертами. У меня и тогда, и сейчас есть концерты во многих странах, но в Германии все-таки больше, чем где-либо . Конечно, этому в известной степени помогли конкурсы и друзья, которые появились  в годы обучения.  И, в  конце концов, все сложилось так, что последние три года я прожил со своей  семьей в Берлине. Преподавать в Москве  стало невозможно физически: не налетаешься. Сейчас я концертирую, что мне очень нравится. Наверно, преподавание не захватило меня – хочется играть. Надеюсь, что я это умею».

 

Первый сольный концерт Михаила Мордвинова состоялся еще в школе в 1992 году, через год — первое выступление за рубежом. С тех пор пианист постоянно выступает с сольными концертами по всей России, в странах Европы, Японии, Корее, США, а также играет в камерных ансамблях.

Михаил о камерном музицировании: «В начале 2012 года под патронажем Пласидо Доминого был создан камерный ансамбль «Arteunita» с участием музыкантов из оркестра оперы Валенсии. В нем работают  мощные музыканты, которых отбирали Лорен Маазель и Клаудио Аббадо. Ансамбль камерной музыки включает почти все инструменты симфонического оркестра, есть даже арфа.  Музыканты пытаются таким образом расширить возможности репертуара. Меня пригласили играть в новом коллективе.

Сейчас в  Москве проходит фестиваль «Арт-ноябрь». Мы с Кириллом Кравцовым, замечательным скрипачом, в рамках этого мероприятия исполняем все произведения Моцарта, написанные для скрипки и фортепиано. Три концерта уже прошли, последний был вчера, следующий 11  декабря. Концерты проходят в зале музея Чайковского. Время от времени, я участвую в выступлениях еще некоторых камерных ансамблей, например, в «Трио имени Вайнберга“ (Берлин)».

 

В Ярославль Михаил Мордвинов приезжает в третий раз.  10 лет назад, в 2003 году, с сольным концертом,  в 2009 -   играл в дуэте с  Татьяной Самуил (скрипка). Несмотря на ведущую роль скрипки, пианист обратил на себя внимание руководителей Ярославской филармонии. Музыканта пригласили в Ярославль с сольным концертом.
Программа концерта 8 декабря включала музыку композиторов – романтиков. Музыка Роберта Шумана, «Фантастическими пьесами» которого открылось первое отделение, в последнее время не так часто исполняется в нашей стране и, тем отраднее, было услышать, как тонко и проникновенно, с попаданием в нерв этой музыки, прозвучали восемь пьес  произведения.

 

Р. Шуман. «Фантастические пьесы — Ночью»

 

Многие в зале с нетерпением ждали «Бергамасскую сюиту» Клода Дебюсси. Написанное в 1890 году, произведение является первым фортепианным циклом композитора – импрессиониста.  Дебюсси, использует в нем  жанры старинной музыки — Прелюдия, Менуэт, Пасспье, добавляя пейзажную зарисовку — «Лунный свет». Эти две тенденции: опора на жанровые традиции клавесинистов и тяготение к изображению пейзажа станут основополагающими в его творчестве. В исполнении Михаила Мордвинова музыка сюиты звучала изысканно,с тончайшей звукоописью и передачей определенного настроения частей и в то же время чувствовалось собственное отношение музыканта к тому или иному поэтическому образу, но в эстетике Дебюсси.
Все это было очень трудно сделать после того, как пианист вынужден был прервать выступление, отыграв большую часть первой пьесы цикла — «Прелюдии». Что же произошло? Перед каждым концертом публике напоминают о необходимости выключить сотовые телефоны.  Ведущая делают это очень тактично. Но… Но не все выполняют просьбу ведущей: нет-нет, да и прозвенит предательский звонок во время концерта. Когда играет оркестр – это еще пол-беды, но на сольном концерте — это как гром. А если еще с перерывом в несколько минут на весь зал звенит  мелодия одного телефона – какой уж тут Дебюсси! Пианист вынужден был остановиться. По требованию публики девушке пришлось покинуть зал.
Я не хочу в чем-то  обвинять ярославскую публику — такое могло случиться и в другом городе, но стыдно, что все-таки произошло на сцене именно нашей филармонии, на первом сольном концерте пианиста. Михаил Мордвинов нашел возможность между двумя ответственными концертами в Москве приехать в Ярославль. К нашей публике отнесся с уважением: вышел на сцену в белой рубашке и  галстуке, так, как когда-то  выходили  на ярославскую  сцену Леонид Коган и Эмиль Гилельс. Почему некоторые забывают, что и публика должна проявлять элементарное уважение к  АРТИСТУ?  
Спасибо музыканту, что нашел силы собраться, начать исполнение с начала сюиты  и сыграть её  с блеском.

 

Л. Дебюсси. «Бергамасская сюита» — «Менуэт»

 

Второе отделение концерта было отдано музыке Франца Шуберта.  Композитор написал около 600 песен на стихи Гете, Гейна, Шиллера.   Ф. Шуберт  был первым, кто использовал в песнях фортепианную партию не как аккомпанемент, а как носитель музыкального образа. Музыка песен композитора всегда тесно связана с текстом и передает общее содержание стихотворения.
Ференц Лист, композитор и гениальный пианист создал транскрипции песен Шуберта для концертного исполнения. Благодаря транскрипциям, многие песни стали неотьемлимой частью фортепианного репертуара. Обработки Листа  подчеркивают романтические черты, присущие вокальной музыке Шуберта. Сохраняя свою мелодическую свежесть, она предстает в обработке Листа в прекрасном фактурном пианистическом убранстве. 12 песен Шуберта – Листа исполнены Михаилом Мордвиновым как сага о жизни, смерти, любви. Пианист убедительно  совместил  глубокий  трагический лиризм Шуберта и победоносную философию Листа.
Названия песен объявлялись ведущей с аннотацией к каждому номеру. Это было оправданно, так как зрителям трудно запомнить порядок 12 пьес, но хотелось бы более краткого и продуманного текста, чтобы публика не начинала с нетерпением ждать его окончания, как это было с балладой «Лесной царь» и песни-арии «Аве Мария». После исполнения завершающей цикл «Аве Мария», восхищенная публика встала, аплодируя пианисту. На «бис» Михаил исполнил «Музыкальный момент» Шуберта.
Думаю, что те, кто присутствовал в зале, в полной мере оценили  высочайшую виртуозную технику и  выразительное мастерство музыканта. Будем надеяться, что мы еще услышим великолепную игру Михаила Мордвинова на сцене Ярославской филармонии.
Михаил, мы Вас ждем!

 

Л. Дебюсси. «Шуберт — Лист. 12 песен — «Баркаролла

 

 

Шуберт-Лист 12 песен «Аве Мария»

 

Видео опубликованы с разрешения Михаила Мордвинова.

Автор: Карина Короткова
Перейти на официальный источник >>





Обсуждение


Facebook
ВКонтакте


Оставьте комментарий

Имя

E-mail

Телефон

Тема

Комментарий


Контрольные цифры *

Введите число, которое указано выше.

17.12.2013, 2009 просмотров.



Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2020 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5