Медведи не ревут – они играют рок!
Один из самых ярких архетипов России – медведь. И уж если о нем заходит речь, к этому образу неизменно присовокупляется балалайка. Гитара (тем более электрическая версия инструмента) резко ломает шаблон всякого, кто не привык к тому, что и медведь в России только символ. А ведь придется привыкать…
Когда Господь разбрасывал семена рок-музыки по просторам нашей великой страны, Ярославскую область он явно обделил своим вниманием. Возможно, потому что уже тогда у нас было очень много джаза, фольклора и академической музыки. За все кипучие (в смысле творчества рок-музыкантов) семидесятые-восьмидесятые-девяностые годы прошлого века наша земля не дала миру своего Шевчука, Шклярского или Шахрина…
Но тот, кто медленно запрягает, нет-нет да и рванет вперед – это, кстати, главный способ русского бытия. Что должен был подтвердить первый в новейшей истории нашего города рок-фестиваль «Три медведя». При этом власти (а одним из организаторов акции стала мэрия Ярославля) поступили со своим детищем в истинно спартанской традиции – в программе допускались только композиции собственного сочинения, а хедлайнеров не приглашали как класс. Да и время было выбрано так, чтобы полностью отсечь тех слушателей, которые выбирают между роком и чем-либо еще (благо 7 и 8 марта есть из чего выбирать). Поскольку если человек определяется между роком и, допустим, корпоративом, то выбор свой он уже, по сути, сделал…
Чистота эксперимента вполне оправдалась – при выступлении групп, открывающих фестиваль, в зале, мягко говоря, не наблюдалось аншлага. При этом «Астродайверы» отработали весьма бодрую программу в жанре классического рока (не скатываясь, однако, к совсем уж очевидным стандартам), а сменившие их «Пистолеты» расширили понятие рока до величин космических – от чистой поп-музыки до некоторых нововолновых интонаций. Примечательно, что если в первой группе на барабанах играл Антон Никитин, то во второй – его отец Александр. Он, заметим, дал путевку в жизнь и палочки в руки доброй половине всех фестивальных ударников.
– Сейчас для рока очень удачное время, – заметил Александр Никитин, подводя итоги фестиваля. – Понемногу спадает первая волна русского рока, который, собственно, роком не был, а продолжал традицию русской бардовской песни на новых музыкальных приемах. На смену ей приходит синтетическое искусство, которое наряду с необходимыми в русском роке глубокими смыслами текстов и нашей органичной мелодикой подразумевает еще и сценическое воплощение. В этом смысле абсолютно объективна победа группы «Тэнебрария», сумевшей свою музыку не только эмоционально и технически точно сыграть, но и показать ее визуально.
Александр скромно умолчал, что и в составе победителей, и в группе Sea of despair, занявшей третье место, играли его ученики.
Из разговоров с Александром выяснилось, что все больше молодых людей готовы учиться играть современный рок, что делает его предельно демократичным искусством, где количество слушателей поначалу приблизительно равно количеству исполнителей. Но, как показывают все мировые практики, это количество вскорости обязательно переходит в качество.
На одном из рок-фестивалей в советское время, когда это искусство еще существовало в «облегченно-запрещенном» статусе, Гуннар Грапс задвинул мощнейшую блюзовую балладу с хард-роковыми акцентами. Правда, на родном ему эстонском языке. После фестиваля музыкальные критики осведомились: а о чем, собственно, эта песня? Нет ли там страданий непонятой миром души или даже какого-то протеста против системы?
– Нет, – ответил музыкант, и этим серьезно раздосадовал собеседников, – там все истинно блюзовое: дождь, девушка, одинокая лампочка над крыльцом…
Наверное, «советские европейцы» что-то главное понимали о роке уже тогда. А наши «Три медведя» начинают этот путь сейчас – не отвергая ничего из пройденного, но и не возводя его в абсолют. Первый фестиваль не вышел комом, но и не стал роком в истинно русском понимании этого слова. Может быть, оно и к лучшему.
Анатолий КОНОНЕЦ
14.03.2014, 2274 просмотра.