Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
|||
полный список событий... |
Геннадий ДжузеновК персональным выставкам художники приходят по-разному: один их стряпает, как блины на масленницу, чуть ли не по десятку в год. Такой творческой продуктивности и скорострельности иной раз позавидуешь. Другой, точно золотоискатель, строгий и придирчивый к оценке своего труда, долгими годами «намывает» крупинки золота – творческие удачи. Но и в этом случае рано или поздно наступает момент, когда художник понимает – ему есть что сказать другим. Проект «В поле зрения» ярославский фотограф Геннадий Джузенов вынашивал не один год, он вызревал в недрах его души, выкристаллизовывался. В итоге девятнадцать фоторабот, снятых в разные годы и при различных обстоятельствах, вошли в единый проект, лейтмотив которого – нить судьбы, стержень человеческой жизни от рождения до её заката. Художник в экспозиции ставит два возрастных акцента — детство и старость. С фотографий на нас смотрят те, у кого ещё вся жизнь впереди и те, у кого воспоминаний больше чем надежд. Вот два потрясающих детских портрета в фототриптихе «Мир вам. Размышление на тему»: на одном серьёзный черноглазый мальчик округло сложил ладони в молитвенном жесте, на другом – белобрысая девчушка, пламя горящей свечи бликует в сини её огромных глаз, крестообразно обняла себя за плечи. Разделяет детские портреты лаконичный снимок, на котором бок о бок с мусульманской мечетью поблёскивают главки православного храма. Как, какими путями в нашей многонациональной стране после десятилетий атеизма, бывшего единственной «религией» советского народа, наши дети приходят к вере - каждый к своей? Смогут ли они понять друг друга, договориться о жизненно важном, если Бог у каждого – свой? И, точно маятник, от триптиха «Мир вам» взгляд качнётся к работе «Спаси и сохрани». Об этой фотографии старейший ярославский журналист Юлиан Надеждин написал в своей публикации в газете «Северный край» так: «В храм на Туговой горе пришел на престольный праздник молодой Герой России. Сидит перед иконой. Ноги герой на войне оставил». Есть ли мир в душе этого молодого человека, заглянувшего в глаза смерти в том краю, где молятся Аллаху? У меня нет ответа на этот вопрос. Но обе фотоработы свидетельствуют не только о репортёрской удаче фотографа, сумевшего остановить эти уникальные мгновения, сохранить их (если не для вечности, то для поколения, могущего ещё задуматься о необходимости слышать и слушать друг друга – как минимум), но и о неустанной душевной работе Геннадия Джузенова, размышляющего о том, как жить человеку в этом непростом мире. Отдельные снимки дополнены авторскими комментариями. Простые слова столь органично продолжают видеоряд, что зрителю только и остаётся – вчитаться, всмотреться и, осознав увиденное-прочитанное, помолчать. Глядя на работу «На всю жизнь», я невольно вспомнила строки Юнны Мориц: «где седые человеки спать обнимутся вдвоем, а один уснет навеки…». Геннадий Джузенов нашел свои слова: «А об этом тоскливо и думать-то: душа, к тебе прилепившаяся здесь – там, наверху, тобой неузнанная будет. Души детей твоих, близких твоих неузнаваемыми будут? Господи, помилуй!». От неизбежности, конечности нашего пребывания в этой жизни начинаешь острее и полнозвучнее воспринимать красоту того, что пока ещё, волею судеб, принадлежит тебе – мир вокруг. Именно поэтому остальное временное пространство, находящееся между детством и старостью, Геннадий Джузенов насыщает пейзажами – патетично-юбилейно-тысячелетними и сентиментально-узнаваемыми, повседневными. В каких-то зарисовках прослеживается даже канва сценария – таков авторский прищур сквозь «частокол» травинок на Спасский монастырь в работе «Татарин в дозоре». При взгляде на другую работу – «Фата Моргана» — сердце замирает от нереальности происходящего: в оранжево-золотом бесконечном пространстве повис некий корабль-призрак. Эта «Фата моргана», отозвавшаяся россыпью мурашек вдоль позвоночника - золотая рыбка репортерской удачи Геннадия Джузенова, счастливый улов его ежедневных профессиональных тренировок — фотографирований закатов и восходов на Волжской набережной. Это лишний раз доказывает, что удача приходит лишь к тому, кто к ней готов. Смысловую точку (или многоточие?) в проекте «В поле зрения» Геннадий Джузенов ставит обескураживающим своей простотой (той простотой, о которой в народе говорят, что она хуже воровства) фотоприговором «Без света»: в центре полустертой фрески, аккурат под нимбом неразличимого святого, мозолистой рабочей рукой надёжно ввернут патрон для электрической лампочки. Душа автора отозвалась на это такими словами: «И сказал начальник электрику Петрову: „Надо над входом лампочку повесить“. И вбил работник патрон под лампу точно по центру. А что там лик какой-то оказался, так и Бога-то все равно никакого нет. И прошло так 70 лет». К тому, чтобы проект «В поле зрения» увидели зрители, Геннадий Джузенов шел долго – всю жизнь. Сюда вплелись и детские годы, проведенные в Норильске, и взросление в Казахстане, родине отца, и долгий путь к профессии психолога, обретённой уже в Ярославле, и ещё более долгий путь – к призванию фотографа, репортера, фотохудожника. Однако все сложилось. Я, как зритель, рада этому.
Автор: Лариса ДРАЧ Член Союза журналистов России |
|
|
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |