Вокруг нас множество примеров того, что продвижение любого дела в первую очередь зависит от человека, который в данный момент «у руля», кто руководит коллективом. Такая долгая и продуктивная жизнь профессионального Муниципального оркестра народных инструментов «Струны Руси» сложилась во многом благодаря его главному дирижеру и художественному руководителю Евгению Викторовичу Агееву, который с самого начала создавал и развивал свой коллектив, добивался для него соответствующего статуса, материальной базы, постоянно находился в поиске новых возможностей для деятельности оркестра, благодаря чему оркестр по-прежнему много гастролирует и удивляет публику все новыми и новыми программами.
И сейчас, спустя почти 45 лет с момента создания оркестра, Евгений Агеев все с тем же энтузиазмом и энергией продолжает работать над дальнейшим совершенствованием коллектива, не останавливаясь на достигнутых результатах, подготавливая и реализуя самые разнообразные программы. То, что оркестр по-прежнему открыт ко всему новому, готов к сотрудничеству и развитию – главный показатель того, что у него впереди яркая творческая жизнь и большие перспективы.
Мы приводим здесь выдержки из интервью с Евгением Агеевым, специально для посетителей сайта Ярославского Фонда развития культуры.
— Евгений Викторович! В первую очередь, позвольте поблагодарить Вас за праздничный концерт, который Вы нам подарили 13 января. Мне, как зрителю, все очень понравилось, можно отметить большое разнообразие номеров. Какие у Вас самого остались впечатления от концерта?
— Впечатления хорошие, программа действительно интересная. На самом деле, я каждый месяц или раз в два месяца делаю разные программы. Не все так просто с их реализацией, поиск средств, помещения… ищешь заранее, за несколько месяцев договариваешься, стараешься выбить зал.
— Расскажите, пожалуйста, о Ваших творческих планах, какие программы, проекты, концерты планируются в ближайшее время?
— Самый интересный из ближайших проектов — фестиваль «Со Струнами Руси поют и играют дети». Он пройдет 18 февраля, это суббота, в 19.00, в большом зале ДК Добрынина. Это уже традиционное мероприятие, ежегодное. Участники – юные музыканты, которые играют на балалайке, домре, баяне, аккордеоне, гитаре, ударных инструментах и вокалисты. Все они будут играть и петь вместе с нашим оркестром. В концерте примут участие восемнадцать детей, ансамбли города. Хотелось бы увидеть как можно больше зрителей, в том числе детей. Приходите, послушайте, очень интересно.
— Как Вы относитесь к практике спонсорства, когда коммерческие организации выделяют средства на мероприятия, а в обмен получают различные рекламные возможности на этом мероприятии?
— Это вполне возможно. Сейчас Управление культуры выделяет на это средства, чтобы сделать грамоты и подарки детям – участникам фестиваля, но это, конечно, совсем незначительные суммы. Дети очень стараются, хочется их как-то по-особенному поощрить. Может, кто-то захочет в качестве акции купить билеты для детей, какие-то подарки… Разные могут быть варианты спонсорской поддержки.
А проводить такие мероприятия надо, так как талантливых детей, играющих на русских народных инструментах, надо поддерживать, тем более, что их в последнее время все меньше и меньше становится. Очень многое зависит от педагогов. Хорошо играющие дети есть там, где есть хороший педагог. У нас в городе два-три человека есть всего: есть балалаечник, есть баянист, есть домрист, которые нам все время поставляют обучающихся детей. Я с этой целью обзванивал Рыбинск, другие города и зачастую слышал: «Извините, сейчас никого нет… У нас дети занимаются, но ничего не играют». Талантливых очень мало. Опять же все упирается в финансирование – зарплаты музыкальных педагогов очень низкие, приходится подрабатывать в других сферах или совсем уходить.
— В какие еще программах Вы сейчас задействованы?
— Сейчас идет финансирование проекта для пожилых людей. Филармония уже работала целый год, выезжали в разные Дома престарелых с программами.
— Эта программа охватывает разные города?
— Да, выступаем в Ярославле, Рыбинске, Ростове, Угличе, в других городах. Везде хорошо встречают — где еще услышишь такую живую музыку? В общем-то, мы, в своем роде, одни на всю область.
— Да и в России, насколько я знаю, Вы считаетесь одним из лучших оркестром народных инструментов.
— В принципе да. Поскольку мы знаем другие оркестры, которые существуют… Мы действительно работаем на высоком уровне. Есть оркестры в Иваново, во Владимире, в Костроме, в других городах… Разные есть оркестры: есть больше состав, есть меньше, смотря какая финансовая поддержка – у всех проблема финансов. Кадры и финансы. Раньше город Владимир был поставщик, училище очень сильное было, в Москву поставляли народников, а сейчас там практически нет музыкантов.
— Судя по информации с Вашего сайта, Вы являетесь выпускником Нижегородской консерватории им. Глинки. Как так сложилось, что основная деятельность созданного Вами оркестра разворачивается именно в Ярославле?
— Дело в том, что родился я в Рыбинске. Просто в свое время поступил именно в Нижегородскую консерваторию. Затем создал оркестр здесь, в Ярославской области, который долгое время был любительским. Потом случилась перестройка, и когда она началась, то стали смотреть: любители или профессионалы. Оркестр раньше любительский был, но можно было заработать деньги: были поездки разные за рубеж… А когда случилась перестройка, все перешли на новую систему самообеспечения. Если Вы самодеятельность, то давайте сами зарабатывайте деньги. И я поставил вопрос перед Мэрией о присвоении оркестру статуса Муниципальный. Четыре духовых оркестра было у нас в области, и решили сделать еще ярославский муниципальный. В Рыбинске муниципальный оркестр, в Ростове, Угличе и у нас. А народных инструментов всего один оркестр.
Оркестр имени Осипова приезжал неоднократно, в хороших отношениях были с Николаем Николаевичем Калининым (прим. — Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ, премии Правительства Москвы, профессор, художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова). Приезжал, пытался как-то содействовать. Тоже написал письмо и губернатору, и в Мэрию о том, что, конечно, нужно оркестр сделать «профессиональным», потому что он по уровню профессиональный. После этого еще Пахмутова на концерте послушала и спросила: «Почему у вас оркестр до сих пор непрофессиональный?». Мы играли ее песни, она была очень довольна концертом. Так наш оркестр сделали профессиональным.
— У Вас весьма разноплановый репертуар, это сразу заметно. Как Вам удается, будучи оркестром русских народных инструментов (что само по себе кажется достаточно узким направлением), постоянно расширять свой репертуар?
— Это неизбежно, так как невозможно одну русскую народную музыку играть. Во-первых, ее не так уж и много, к тому же нам нравится привносить и музыку разных стран, и классику поиграть, и эстрадную музыку. Поэтому мы стараемся разнообразить репертуар, чтобы людям было интересно, чтоб как можно больше людей привлекать. Мы часто ориентируемся на аудиторию общеобразовательных школ, и делаем интересные для них выступления.
— Вы выступаете непосредственно в школах, в актовых залах?
— Есть у нас школы, где актовый зал на 150-200 человек, и мы можем приезжать непосредственно в школы и там работать. Вводим школьников в мир музыки. У нас ведущая своя хорошая. Это не просто лекции, где рассказывается о музыке, или концерты. Это всегда небольшое шоу, где дети тоже участвуют, игры, викторины, поют с оркестром вместе. Разные произведения, песни из мультфильмов – все, чтобы им было интересней. Хороший результат – это когда дети уходят с концерта и спрашивают: «А когда следующий концерт?». Это значит — цель достигнута.
Есть разные программы: и «Знакомство с инструментами», и «Музыка народов мира», сейчас идет сказочная программа, мы в филармонии делали сказку для детей с музыкой. Есть для маленьких детей, есть для старшеклассников. Играем музыку, написанную для спектаклей: «Шинель», «Ревизор»… Например, дети проходят произведение «Шинель» Гоголя, и у нас есть программа музыкальная, в которой все действие, что происходит с Акакием Акакиевичем. И детям интересно это послушать. Все-таки современный композитор Шнитке написал, сделали переложение… Детям это было интересно, хорошо воспринимали, им понравилось. Говорят: «О, это здорово, это прикольно!».
— А вообще дети – более благодарная публика в целом, чем взрослые, или, наоборот, более сложная?
— Честно говоря, во все школы когда первый раз приходишь и выступаешь перед 1-2 классами, дети очень подвижные, еще не знают, как себя вести. Если начинаются какие-то игры, их потом не остановить. Второй раз они уже относятся по-другому, слушать начинают. А уже когда в некоторые школы приезжаем по нескольку раз, они просят: «Приезжайте еще», в целом все очень неплохо.
— У Вас уже налажена определенная система работы со школами или это пока в процессе?
— Мы сами выходили на школы. Просили Департамент наш городской о содействии, провели собрание с директорами школ. Пригласили директоров, завучей, поиграли им отрывки из наших программ, познакомили их с этим, и потом уже пошли заявки. Это усилило интерес. Теперь у нас несколько образовательных школ, с которыми мы контактируем. Руководители меняются, дети подрастают: для этих такая программа, для этих такая программа, никаких повторов. У нас музыканты умеют с детьми общаться, получается. Я знаю, как в филармонии на симфонических оркестрах, дети начинают бегать, выбегать из зала и т.д. Потому что устают, тяжело. Если подготовки нет, классическую музыку слушать сложно. Поэтому лучше поиграть с ними, дать возможность отдохнуть, игры какие-то провести.
— Сейчас, насколько я понимаю, есть перспективы, чтобы привлекать другие образовательные учреждения, они еще не все охвачены?
— Да, конечно. Нужно пропагандировать, ведь не все знают. Когда ты встречаешь людей, даже чиновников, они не все знают, что у нас такой оркестр есть.
— Действительно, это одна из самых больших проблем в сфере ярославской культуры – низкая информированность обо всем и большая разобщенность.
— Да, в основном это только телевидение. И то если обращаешься на Городской телеканал, они обычно спрашивают: «А что у вас будет? А иностранцы будут? Нет? Ну тогда мы не приедем». Если фестивали какие-то, особенно с иностранцами – это еще интересно. А чтобы показать какой-то фрагмент программы– заинтересованности никакой. Конечно, у нас есть еще ярославский канал, который иногда прокручивает что-то , что снимет. Но это все надо оплачивать, потому что никто бесплатно не делает.
— В будущем году Вашему оркестру исполняется 45 лет – юбилейная дата. Планируются ли в связи с этим какие-либо особые мероприятия?
— Да, будет и юбилей, и фестиваль оркестров, в котором примут участие профессиональные оркестры и любительские. Наша очередь на будущий год его организовывать. Мы приглашаем коллективы и соответственно оплачиваем питание, проживание.
- Из разных городов России приглашаются оркестры?
— По-разному. Мы чередуем каждый раз. В прошлом году из Дании был оркестр русских народных инструментов. Приезжали местные оркестры любительские из Ростова, из ДК Радий. Из Брянска профессиональный оркестр, Липецкий, из Тулы был оркестр, приезжал оркестр из Москвы – еще один профессиональный, из академии Гнесиных – из разных городов. Из иностранцев это у нас Шведы, Финляндия – у них есть оркестр, есть и в Америке Ассоциация домры и балалайки.
— Для Америки очень необычное название
— Да, откройте сайт – можно открыть и посмотреть: bdaa (прим.: The Balalaika and Domra Association of America). Я их консультировал и был у них педагогом. Ассоциация домры и балалайки включает порядка 12 оркестров. Я постоянно получаю журнал от Ассоциации — они выпускают журнал, в котором публикуют информацию о том, что где происходит, проводится.
— Интересно, кто открыл у них это направление?
— Вы знаете, история какая. Началось с Андреева Василия Васильевича- создателя первого русского оркестра в России. При царе еще было дело. Василий Васильевич Андреев, который первый вывел балалайку на профессиональный уровень, на сцену. И создал после этого в Петербурге профессиональный оркестр. Сначала был любительский, а потом – после революции – он стал профессиональным. Он (прим.: Андреев) простудился и умер после того, как стал на фронтах выступать.
Так вот, Вы спросили, как в Америке балалаечники появились. Еще в царское время они выезжали с концертами в Америку и в Англию, и в Европу, они были в Париже на выставке – на открытии Эйфелевой башни выступали. И такой интерес появлялся к инструментам русским, что заказы посыпались, и просили научить играть, заказывали инструменты. Мастера делали эти инструменты – до 6000 инструментов в месяц! Такой был спрос.
Сейчас их никто не покупает. А тогда не успевали делать.
— Почему же так вышло, что сейчас отсутствует спрос? Наверное, он мог бы быть, просто нет достаточной пропаганды?
— Дело в том, что тогда время было какое в России: тогда скоморохи на домре играли, было очень яркое направление. Потом церковь запретила их, потому что скоморохи высмеивали царя, церковь… И потом уже Андреев балалайку нашел и сделал ее профессиональным инструментом. До этого она была крестьянской. Конечно, это был эксперимент великий.
Раньше была проблема, чтобы найти такого мастера, который бы сделал балалайку, их делал скрипичный мастер, потому что не было мастеров вообще. Под большим секретом он сделал первую балалайку, после этого только пошло это дело. Нашелся такой человек, который научился делать эти инструменты, делались они из ценных пород дерева, которые у нас не растут, и он все это находил, столько денег вложил для того, чтобы это создать. У нас есть один из тех ценных инструментов, которых еще тогда был произведен.
— С какого он года?
— 1938, таких лет. Дореволюционных нет уже.
— Инструменты того периода сильно отличаются от тех, что изготавливают сейчас?
— Конечно, отличаются. И музыканты, которые у нас хорошие современные, они стараются играть на тех инструментах – отреставрированных, но именно таких.
— В чем, по-Вашему, причина таких отличий?
— Это потому, что там было дерево очень качественное. И, конечно, само изготовление. Дерево очень долго выдерживалось, обрабатывалось, высыхало, чтоб его не коробило, чтоб не выгибало… Потому что сейчас современные технологии – быстрее в машине высушить. Его чуть-чуть не так положил – все, инструмент испортился. Сейчас в Китае делают балалайки.
Наши люди покупают часто именно там, потому что там производство дешевле. Выгодно в Китае сделать инструмент, а здесь продать его. А хороший инструмент стоит 2000 долларов (70-80 тысяч). Поэтому, зачем здесь делать, когда выгоднее там сделать, а здесь продать?
— На прошедшем концерте Вы не только играли инструментальную музыку, но и аккомпанимировали различным исполнителям. Наверное, за время существования Вашего оркестра, Вам приходилось работать с большим количеством самых разных исполнителей, у каждого своя манера, свой стиль исполнения. Насколько это сложно – соответствовать и гармонично вписываться в разные композиции, подстраиваться под индивидуальный стиль каждого исполнителя? И можете ли Вы выделить каких-то исполнителей из тех, с кем Вы работали?
— Конечно, аккомпанимировать не просто всегда солистам: и инструменталистам, и вокалистам. Особенно вокалистам, потому что все-таки они индивидуалисты, не привыкли к работе с оркестром. Знаю одного гитариста, он настолько слышит отдельные детали, что может дальше произойти. А оркестр – это такое большое количество людей, и акустика в залах бывает плохая, что они не слышат друг друга и звук в целом – только все внимание на дирижера, как дирижер показывает. Поэтому надо или заранее четко отрепетировать, или чувствовать, что дальше будет. Все зависит от дирижера, на нем большая ответственность. Конечно, надо, чтобы коллектив, ансамбль был хороший, но это во многом зависит от дирижера. У меня большой опыт, я работаю уже около 45 лет и с вокалистами, особенно, и с инструменталистами, поэтому школа большая.
Была такая известная певица Мария Биешу, особенно известно ее исполнение Чио-Чио-сан (прим.: молдавская певица (лирико-драматическое сопрано), народная артистка СССР, одна из лучших исполнительниц Чио-Чио-сан и Нормы). Среди других исполнителей известных, с кем мы работали – Зураб Соткилава (прим.: советский, российский и грузинский оперный певец (лирико-драматический тенор), педагог, народный артист СССР) из Большого театра, Владимир Моторин – бас из Большого театра российский оперный певец (прим.: солист Большого театра России, народный артист России, профессор Российской академии театрального искусства). В газете была статья о том, что это удовольствие – с таким оркестром выступать, что оркестр все понимает, слышит.
Вы, наверное, слышали, что есть такой певец Василий Овсянников (прим.: нродный артист РФ, солист Государственного академического русского концертного оркестра «Боян», профессор Московского государственного университета культуры и искусств). Мы с ним часто здесь, в Ярославле, выступали.
С Александром Цыганковым выступали (прим.: народный артист России, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, композитор, выдающийся профессиональный исполнитель на старинном русском народном инструменте – домре). Андрей Лобачев с нами неоднократно выступал. Я стараюсь приглашать разных артистов. Это интересно и для нас, и для публики – знакомиться с артистами, расширять свой кругозор.
— Заметно, что личность дирижера является определяющей в вопросе, будет ли тот или иной оркестр успешен и на какой уровень выйдет в своей деятельности. Насколько Вы с этим согласны и замечали ли подобную закономерность?
— Много коллективов, играющих на русских народных инструментах, у которых нет постоянного настоящего дирижера. Сейчас всюду дирижеры – симфонисты. То есть образуется некий симфонический оркестр плюс народный оркестр, и который из них главный, трудно сказать, поэтому нет четкой линии, направления нет, и у музыкантов уже интерес пропадает.
В Петербурге был первый оркестр, а сейчас его не слышно и не видно. Дирижер тоже симфонист. Мы столкнулись в Петербурге на фестивале. Но оркестр нигде не гастролирует, его никто не видит и не слышит. Тогда как концертные поездки оркестра за границу, когда тот был под управлением Андреева, представляли собой настоящее триумфальное шествие. Под впечатлением от его выступлений повсюду создавались оркестры народных инструментов, возникал повсеместный интерес к этому направлению.
Смотришь, где есть дирижер – энтузиаст, который отдается этому делу, там есть оркестр. А есть люди, которые подходят к этому поверхностно, ради заработка, или просто без достаточного энтузиазма – в таком случае ничего не происходит.
Проходил выездной фестиваль в Швеции: играли и шведы, и финны, и американцы, и из других стран приезжали, и наши были музыканты. Мы выступали у них, и остались под большим впечатлением. Представляете, в Швеции таким большим успехом пользуются русские народные инструменты! Очень здорово, зал не отпускал, хорошо встречали. Такие проекты всегда успешны: все приезжают в какой-то город, идут репетиции, занятия, интересная насыщенная жизнь, коллективы выступают друг перед другом, обмен впечатлениями, нотами, записями…
В Японии тоже есть оркестр русских народных инструментов, я с ними работал, и знаю, какой у них большой интерес к русской народной теме.
В Дании есть свой оркестр. 60 или 70 лет оркестру, приезжал на юбилейный концерт в Копенгагене. 2 концерта в один день было. Полный зал народу. Представляете, Копенгаген – столица Дании, на обоих концертах аншлаг. Еще потомки царей там сидели в зале.
— Хотелось бы, чтоб у нас, в Ярославле проводилось больше таких фестивалей, где бы происходил межкультурный обмен, повышался интерес к русскому народному творчеству. Почему, как Вы считаете, здесь не так широко используются имеющиеся возможности для проведения фестивалей?
— Безусловно, такие проекты должны проходить, в них все участники и публика выигрывают от взаимодействия друг с другом, получают ценный опыт, впечатления, это ни с чем несравнимо. Но это еще и большая ответственность, и затраты на проведение. Организатор фестиваля приглашает участников из разных стран и городов, и обязан оплатить их приезд, обеспечить достойную встречу, проживание. Поэтому важно, чтобы были люди, организации, заинтересованные в финансовой поддержке таких мероприятий. К сожалению, сейчас слабо развита спонсорская поддержка.
— Большое Вам спасибо за то, что уделили нам время в своем плотном графике и ответили на наши вопросы. Напоследок хотелось бы услышать от Вас пожелание молодым людям, делающим первые шаги в каком-то виде творчества. Что Вы можете сказать начинающим артистам, как человек, который уже добился видимых результатов в своей сфере?
— Если кто-то занимается с оркестром, начинающим оркестром, мы можем помочь им с репертуаром, композициями. Мы приветствуем интерес у детей, у молодежи к игре на народных инструментах – пусть обращаются, если у них есть желание заниматься.
— Видно, что у молодежи недостаточный интерес к этой сфере только от того, что они выросли совсем на другой музыке, не сформирован кругозор, позволяющий самим выбирать сферу интереса и соответствующее применение своим способностям.
— Конечно, нужно работать со школами, ВУЗами, чтобы молодежь хоть как-то представляла себе русскую народную культуру, и у многих действительно возникает интерес, когда они лучше знают ее, имеют возможность непосредственно с ней познакомиться. Только рассказывать, чтоб появилась осведомленность – этого, конечно, мало.
Есть Интернет-ресурсы, где можно узнать отдельные моменты, но это не дает полного представления. Нужно живое общение с музыкой, концерты. Например, в Политехе есть большой зал. Мы приезжали туда с концертом, но не очень много народу собралось – просто никто не знал. Администрация сильно загружена другими делами, поэтому не уделяется внимание организации подобных мероприятий. Надо находить молодежных активистов, которые бы этим занимались.
Есть возможность для начинающих исполнителей спеть с оркестром, участвовать в организации мероприятий и многое другое. Так что хочу сказать, что мы приветствуем новые идеи, новых заинтересованных людей, и особенно, активное участие молодежи.