Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
|||
полный список событий... |
Игорь ГоляковЖил-был художник один… Только художником себя он не считал, потому что образование у него было – регулировщик радиоаппаратуры, а профессия, позволяющая зарабатывать на хлеб насущный вот уже много лет — столяр. «Ну, и какой я после этого художник?» – риторически спрашивает он. Однако в арт-досье Игоря Голякова (именно так зовут художника) значатся участие в десятке групповых выставок, несколько «персоналок», причем не только в Ярославле и его окрестностях, но и в столице нашей родины. Есть даже два звания Гран-При, и не Возможно, Игорь прав, и художником имеет право называться лишь человек с дипломом о профильном профессиональном образовании в кармане, да еще, желательно, подкрепленным членством в соответствующем творческом союзе. Вот чего у Игоря Борисовича нет – того нет, и с бюрократической точки зрения он, конечно, не является художником. Только известный искусствовед Ирина Реховских, куратор проектов актуального искусства, сотрудник Центрального выставочного зала «Манеж» (Москва), считает иначе. О работах мастера, представленных на персональной выставке «Линия перехода» (Ярославский художественный музей, 2011 год) и самом художнике искусствовед Ирина Реховских отзывается так: «Название для персональной выставки скульптора выбрали необычное – „Линия перехода“. Его можно трактовать по-разному: как плавный переход современного искусства к искусству прошлых веков, представленному в музее, как переход от одного состояния дерева к другому – от элемента природы к объекту искусства. Если же отталкиваться от основной профессии художника (он – столяр, и резьба по дереву долгие годы была для Игоря Голякова лишь хобби), то налицо и линия перехода мастера-ремесленника к художнику-творцу…», и представленные на выставке работы «…открывают нам Художника с большой буквы». Мне всегда было интересно, откуда бьёт источник вдохновения? Как у человека рождается непреодолимое желание взять в руки кисть или резец? Когда человек – профессионал, и у него за плечами годы учебы в художественной школе/училище/институте – таких вопросов не возникает: если рисование/ваяние у него еще не «в крови», то уж на кончиках пальцев — точно, и он априори может/должен встать за мольберт и легко набросать портрет/пейзаж/абстракцию. Его этому учили. Но если профиль работы – совсем иной, то откуда что берётся? К Игорю Голякову с этими вопросами приставать бесполезно. Свою первую, по его словам, «поделку», он вырезал, будучи уже взрослым человеком – это была вполне утилитарная вещь, резной подсвечник. Почему? Как? С чего вдруг? – «А-а, захотелось…». Потом замахнулся на массивное деревянное подстолье – лебедя, держащего на поднятых крыльях стеклянную плоскость. Удалось и это. И – пошло-поехало… Толчком для создания новой работы может послужить необычный музыкальный пассаж (джазовая музыка – одно из увлечений мастера), или мимолетно подсмотренный жест случайного прохожего, или просто коряга необычной формы «подскажет», что скрыто в её глубине. «Когда б вы знали из какого сора растут стихи…», — написала мудрая Анна Ахматова. Всё именно так и есть. Пять лет назад персональная выставка Игоря Голякова «Вторая жизнь дерева» состоялась в Некрасовском районном краеведческом музее. Директор музея Светлана Матвеева тогда написала в буклете, подготовленном к выставке: «Представленные на выставку работы характеризуют автора как сложившегося художника — романтичного и остроумного, не по возрасту мудрого и, одновременно не утратившего детской способности удивляться и радоваться совершенству мира. К тому же мир Игоря Голякова ещё и очень пластичен, текуч, полиморфен, он находится в постоянном движении, превращении, поиске Точно папа Карло — Буратино, уже не первый год Игорь Голяков режет из дерева забавных персонажей, наделяя каждого профессией, характером, а, кому повезёт, и именем-отчеством. На первый взгляд, персонажи безлики и обтекаемо-стилизованы, не человек – нет, лишь его «заготовка». Но вглядишься повнимательнее, и поймешь, что главное – в деталях. Вот оживает филигранно вырезанная блоха в руке мастера Левши. Вот хвастливый рыбак максимальным размахом рук демонстрирует свою добычу ( «Удачная рыбалка»). Вот дворник Степанов мечтательно застыл, принюхиваясь к весеннему ветру, а за спиной у работника метлы уже прорезались нежные ангельские крылышки… ( «Дворник Степанов»). Едва волочит ноги старушка с двумя набитыми безразмерными авоськами ( «А еще успеть за внуком»). Подозрительно инспектирует вверенные ему владения завхоз Петрович: властно зажат в руки портфель, набитый бумагами с резолюцией «отказать». В скульптурной паре «Уставшие символы» легко прочитывается ироничная реплика в адрес знаменитой скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»: устали символы за столько лет беззаветного призыва к строительству социализма, присели отдохнуть. Этих деревянных персонажей у резчика Игоря Голякова набралось столько, что ими можно смело заселить типовую «хрущёвку» Другие скульптуры Игоря Голякова скорее напомнят об искусстве великого Генри Мура (одного из его любимых художников) – это биоморфные, точно тягучие изваяния, лишь своим абрисом дающие намёк на некий реально существующий в жизни объект. Резчик, как и его кумир, пытается повторить в дереве «безграничное разнообразие форм и ритмов, существующих в Природе», отстаивая свою «доктрину верности материалу» (Генри Мур «Об искусстве: темы с вариациями»). В этой оригинальной пластике удачно соединяется абстрактно-геометрические и органические, биоморфные формы. И, в то же время, резчику под силу создание гиперреалистичных арт-объектов – вот пара стоптанных башмаков, небрежно брошены на стол перчатки, пристроен в специальную подставку зонт… Деревянные «вещи» практически неотличимы от своих реальных «прототипов», и только структура дерева выдает секрет первых. Я не назвала бы это разнообразие стилей, присущих Игорю Голякову, «всеядностью» резчика – он просто не желает выбирать А иначе он никогда бы не решился попробовать себя в столь далёком от мелкой скульптурной пластики направлении искусства как ленд-арт, когда создаваемое художником произведение должно быть неразрывно связано с природным ландшафтом, органично и деликатно вписано в пейзаж. Кенозерский национальный парк, что в Архангельской области, — совершенно удивительное место на карте нашей страны. Это особо охраняемая природная территория, один из последних островков исконного русского жизненного уклада, культуры, традиций, выдающийся образец североевропейского культурного ландшафта. Здесь, среди дремучих лесов и болот северо-западной России, чудесным образом сохранилась частичка легендарной, давно ушедшей в сказки и былины, древней Руси. Но, самое удивительное, что именно здесь состоялись два уникальных международных арт-проекта – «Отражение» и «КенАрт — европейский культурный мост», которые позволили современному искусству вступить на нетронутую, вековую природную таежную территорию. Задачей проекта «Отражение» было вписать масштабные деревянные скульптуры и арт-объекты в озерную гладь, разместив их на специальных плотах. Работа Игоря Голякова «Другой выход» тогда стала абсолютным лидером, собрав максимальное число голосов членов жюри, и тем самым принесла автору звание обладателя Гран-При. А через два года Кенозерский национальный парк пополнился еще одним запоминающимся арт-объектом с «ярославским адресом» – заросший полутораметровыми зарослями крапивы овраг с едва сочившимся на его дне ручьем был превращён командой Игоря Голякова (в этой трудоёмкой работе ему понадобились подмастерья) в оригинальный бассейн в форме скрипки. Ручей ожил, запел! Проект «Музыка ручья» был оценен высшей наградой фестиваля «КенАрт“ — Гран-При губернатора Архангельской области. …“Материал, который выбирает художник, желает он того или нет, формирует степень ответственности его творчества и степень соотнесенности в пространственно-временных категориях. Дерево – пожалуй, самый метафизический материал, с которым работали еще наши древние предки. Дерево сопровождает человека в жизни и мифологии: Древо Жизни, Древо Познания Добра и Зла, Молитва, крест. Можно дальше перечислять этот ряд и вспомнить, что Русь изначально была деревянной. Рубленые города – крепости, избы, деревянные идолы и иконы. Дерево сопровождало человека в обыденной жизни и духовной: по горизонтальным осям Креста и вертикальным, связывая воедино основные пространства мысли и чувства, незаметно переводя физические категории в метафизические. Игорь Голяков выбрал для себя путь познания через чувственно-тактильный способ работы с Деревом, оттолкнувшись от своей профессии столяра. И первоначально, это был диалог, попытка вывести возможности и особенности материала. Следующие шаги мастера, участие и получение Гран-При в двух международных лэнд-арт проектах в Кенозёрском национальном парке, предъявление новых возможностей мышления в пространстве дикой природы открывают нам Художника. Внутренняя молитва работы с Деревом переходит в пространственные образы воздействия и созидания. Переход незаметен, он чувственно – необъясним и завораживающе – неочевиден. Тем самым сродни творческой тайне и мистике автора», — пишет об скульпторе Игоре Голякове и его работах искусствовед Ирина Реховских. Художнику Игорю Голякову, упрямо не считающему себя таковым, есть о чем поведать миру. Что он с удовольствием и делает, давая дереву шанс на вторую жизнь, уже в пространстве искусства.
Выставки: 2003 “Арт-гостиная», ЦСИ «Арс-Форум», Ярославль. 2004 персональная выставка «Послесловие…» — художественная галерея «Хорс», Ростов Великий. 2006 “Подарок к Рождеству» — Союз Художников, Ярославль. 2007 проект «ANIMALZ“: животные глазами художников» — Союз Художников, Ярославль. 2008 Персональная выставка — Областная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, Ярославль. Международный симпозиум по ленд-арту «Отражение» — Кенозёрский национальный парк, Архангельская область. Обладатель ГРАН-ПРИ. 2010 «Признание в любви» — галерея ГИАиХМЗ «На Ростовской», Переславль – Залесский «Вторая жизнь дерева» — персональная выставка в Некрасовском районном краеведческом музее. Международный проект «КенАрт – европейский культурный мост» (Архангельская область). Обладатель ГРАН-ПРИ. 2011 Персональная выставка «Дерево – FOREVER» – галерея «Праздник души», Москва. Персональная выставка «Люди нашего двора» — музей-усадьба «Архангельское», Москва. Персональная выставка «Линия перехода» — Ярославский художественный музей, Ярославль. 2012 Городская выставка-конкурс народных промыслов и ремесел «Парад ремесел», 2012 год – диплом 1 степени в номинации «Новые сюжеты и техники в традиционных промыслах», Ярославль. 2013 Городская выставка-конкурс народных промыслов и ремесел «Парад ремесел», 2013 год – диплом 1 степени в номинации «Изделия народных промыслов в интерьере», Ярославль. 2014 Городская выставка-конкурс народных промыслов и ремесел «Парад ремесел», 2014 год – диплом 2 степени в номинации «Изделия народных промыслов в интерьере», Ярославль. Выставка авторского ювелирного искусства «В кругу друзей» — участие в групповой выставке, городской выставочный зал имени Нужина, Ярославль. Групповая выставка «Яблочный Спас» — магазин «Императорский фарфор», Ярославль. |
|
|
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |