Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда

"Остерны" звезды немого кино Владимира Бестаева

Лики Истории Владимир Бестаев

Недавно,  в  конце  февраля 2013 года, весь мир был привязан к телеэкранам. Киноакадемики США вынесли  вердикт,  кто  за  2012  год определился  лучшим  актером (актрисой),  режиссером, оператором,  художником… Трансляция  85-той  церемонии вручения  премии  «Оскар»приковала внимание кинозрителей. Голливуд  стал «кинематографической Меккой». В том числе были обращены взоры и к синтетическому жанру «вестерн», ставшему  визитной  карточкой США.

Если справиться в  «Словаре иностранных  слов»  о  значении этого  слова,  то  почерпнем информацию:  «Вестерн  (от английского  West  –  запад)  – приключенческий  кинофильм  на тему  о  жизни  североамериканских западных штатов в прошлом веке». (М., 1983г.). Википедия добавляет, что вестерн может включать в себя различные  жанры:  комедию, боевик,  детективы,  триллер,  даже фантастику.

В  первую  очередь,  с благоговением  вспоминают Дугласа Фербенкса (1883-1939) — американского актера, крупнейшую звезду эпохи немого кино.  Этой  весной  ему  исполняется  120  лет  со  дня  рождения.  Именно  этот  жанр сопрягается  с  именем  Д.  Фербенкса  –  создателя  галереи  художественных  образов романтических героев по сценариям Аниты Лус, специально нацеленных на его мужское обаяние  и  фактуру.  Режиссер  Джон  Эмерсон  целую  серию  фильмов  создал  под Д. Фербенкса,  учитывая  его  замечательные  навыки  верховой  езды,  фехтования,  легкой атлетики.

Фильм «Знак Зорро» (1920 год) стал шедевром немого кино и олицетворением того, каким  должен  быть  вестерн.  Казалось,  что  его  популярности  не  будет  предела. Последовала целая серия фильмов плаща и шпаги: «Три мушкетера» (1921 г.), «Робин Гуд» (1922 г.), «Багдадский вор» (1924 г.), «Черный пират» (1926 г.) и др.

Миссия  народного  заступника,  носителя  справедливости  –  сквозное  действие поступков героев в исполнении Д. Фербенкса. Именно в честь этого великого артиста и первого  президента  американской  академии  киноискусства  известный  советский кинорежиссер Григорий Александров назвал своего сына Дугласом.

Считалось, что никто не может приблизиться к уровню его исполнительства! Но не менее знаменитый в мире киносценарист, литературовед Виктор Шкловский счел, что есть лучше  киноактер!?  И  его  имя  –  Владимир  (Ладо)  Бестаев  (год  рождения  –  1897,  г. Цхинвал). Цитирую В. Шкловского: «Слава Богу, что Бестаев не похож на старомодного, балетного Д. Фербенкса. Ведь Бестаев это – ловкость 5-пудового, сильного, красивого мужчины». Он не стал вслед за американскими критиками называть Ладо «Кавказским Дугласом  Фербенксом».  Советские  киноаналитики  писали,  что  «Д.  Фербенкс  весь  в тренировке, а Л. Бестаев – сама природа».

Кто же этот смельчак, дерзнувший дотянуться мастерством до самого Фербенкса? И чем этот джигит, родом из Южной Осетии, знаменит? Ладо, как и Дуглас, одновременно, в 1915 году, снялись в немом кино. Ладо – в «Огнепоклонниках» (съемки осуществили в Грузии французы), а Дуглас – в «Ягненке» (сценарист и режиссер Д.У. Гриффит). Фильм определил дальнейшую судьбу американского актера. За год он снялся в десятке картин.

Но в мировой кинематограф Ладо Бестаев ворвался в роли народного заступника в киноленте  “ Абрек–Заур».  Этот фильм с ошеломляющим  успехом прокатился по  всем странам, вызвав бурю восторга. Осетин и не помышлял, что ему придется состязаться со славой знаменитого американца, что фильм «Абрек–Заур» станет шедевром немого кино (1926  г.,  режиссер  –  Борис  Михин,  сценарист  –  И.  Бей–Абай,  оператор  –  Константин Кузнецов, художник – Исаак Махлис, монтаж – знаменитой Эсфири Шуб, композитор –  Владимир Месман).

В 1926 году под эгидой киностудии «Paramount Pictures» вышел фильм «Черный пират», где в главной роли предстал Д. Фербенкс. Сейчас, по прошествии почти 78 лет, это напоминает соревнование СССР и США в мировом кинематографе. В след за «Абреком-Зауром»  выходит  в  1926  г.  на  экраны  новый  приключенческий  фильм  «Зелимхан»  о чеченском  народном  герое-удальце,  отчаянном  храбреце  (режиссер  Олег  Фрелих, киностудия «Грузия — фильм»). Кинолента повествует об уходе в народные заступники Зелимхана  и  его  друзей  не  за  что  оговоренных  и  помещенных  в  тюрьмы.  Смелые  и правдолюбивые  горцы,  вырвавшиеся  из-за  стенок,  противостоят  режиму  и несправедливости.  Романтические  герои,  бурные  страсти  вызывают  и  по  сей  день  пик эмоциональной и интеллектуальной взволнованности – катарсис,  очищающий  чувства  и  мысли  зрителей.

Позволю  себе  смелость  выдвинуть  гипотезу,  что зачинателем этого приключенческого боевого жанра является и наша страна, и следовало бы назвать его, «ostern» (от ost – восток).

Владимир Герасимович (Ладо) Бестаев пережил Д. Фербенкса (настоящее имя Дуглас Элтон Ульман) почти на полвека. История киноискусства повествует о его  главной  роли  Измаила  в  киноленте  «Закон  гор» (1927  г.);  об  участии  в  фильме  «Те,  кто  прозрел» (режиссер Касьянов). В возрасте Христа В. Г. Бестаев приступил  к  съемкам  в  качестве  режиссера  фильма, где  фабула  строится  на  взаимоотношениях  ингуша, чеченца  и  осетина.  К  сожалению,  дорогущая иностранная  кинопленка  оказалась  бракованной,  и задумка  оказалась  нереализованной,  (по  причине отсутствия  финансирования,  да  и  друг-художник картины попал в автоаварию и погиб). Он неоднократно пытался довести дело до конца, но безрезультатно.

По ходу повествования замечу, что история осетинского кино связана и с именем немца барона Вольдемара Икскуля, который до революции трижды приезжал в Северную Осетию  по  приглашению  Магомета  Гадараевича  (Михаила  Григорьевича)  Дадианова  и гостил в его родовом гнезде – в селе Гизель. Многие сюжеты ему подарил Магомет. Часть рукописей Магомета, равно как и Вольдемара, хранилась в архиве Икскуля в Берлине. Потом  они,  согласно  завещанию  барона,  были  переданы  Гаппо  (Георгию)  Баеву  – бывшему градоначальнику Владикавказа, после революции эмигрировавшему в Германию.

Барон так полюбил Северный Кавказ, что его творчество о героических людях этого региона порой ставили в Европе выше мастерства Л. Толстого. Он издал 14 томов, часть произведений  имеется  и  на  русском  языке.  «Абрек-Заур»,  «Зелимхан»,  «Названные братья» принадлежат творчеству В. Икскуля. То, что написано бароном на немецком или на русском языках, Магометом было создано на осетинском. В подтверждение отмечу, в СОНИИ  (Северо-Осетинском  научно-исследовательском  институте)  хранилась  часть рукописей писателя М. Дадианова. Я лично сама их читала. В благодарность В. Икскуль в своем доме в Берлине хранил огромный, во всю стену, портрет Гадара – отца Магомета, так как впервые о старинных нартских сказаниях, о современных героях Кавказа: Зауре, Урусхане, Зелимхане и других узнал впервые от него и потом отразил их успешно в своих произведениях. Часть архива с произведениями Магомета, погибшего под Люблиным в 1914 году, взяли у его брата Александра осетинские писатели И.В. Джанаев (Нигер) (1896-1947 г.г.)  и  Т.А. Епхиев  (1911-1958 г.г.)  в  напряженные  дни  Великой  Отечественной войны, когда фашисты рвались к Дзауджикау (Владикавказу).

Кроме  немых  фильмов  с  участием  В.Г.  Бестаева  с  подобными  сюжетами существуют и фильмы: об отчаянном храбреце: «Осетинская легенда» (1965 г., режиссер –  А. Джанаев, оператор – М. Темиряев, композитор – И. Габараев, в фильме снимались непрофессиональные актеры), «Легенда горы Тбау» (1994 г., режиссер Р. Гаспарянц, в заглавной роли Урусхана – известный певец Ф. Царикатти).

Спектакль по произведению «Названные братья» (авторы – Икскуль и Дадианов) намеревался,  по  моему  наущению,  поставить  профессор  Ярославского  театрального института  режиссер  Николай  Редькин.  К  сожалению,  его  уход  из  жизни  не  позволил осуществить со студентами эту мечту. Видимо, его дочь Анастасия Редькина осуществит мечты не только своего отца, но и Владимира Бестаева и Георгия Джемиева.

Диалектика  национального  и  интернационального  ведет  к  общечеловеческому, обладающему гуманистическим потенциалом. Осетия, Грузия, Россия, Франция, Германия, США, оказались в этом плане на одной параллели, имя которой искусство. Именно оно совершает тренинг эмоциональной и интеллектуальной гибкости зрителей и читателей, лечит против эмоциональной тупости.

Дуглас Фербенкс был один из первых актеров, оставивших оттиск своих ладоней в мокром цементе на Аллее славы в Голливуде 30 апреля 1927 года. В это же году, став первым  Президентом  киноакадемии,  он  провел  первую  церемонию  вручения  премии лучшим актерам.

Владимир Бестаев оставил после себя свое продолжение в творчестве замечательной актрисы театра и кино, народной артистки РФ – Татьяны Бестаевой, ведущей актрисы московского  театра  Моссовета.  В  40  лет  он  стал  отцом.  Его  дочь  столь  же  красива, неповторима и обладает мощным темпераментом. Как по Ладо «сохли» женщины мира, так и по Татьяне – мужчины. В нее были влюблены А. Миронов, А. Белявский, а француз Ж. Депардье, посмотрев фильм Г. Параджанова «Тени забытых предков», где в главной роли горянки-гуцулки Палагны снялась Т. Бестаева, влюбился в нее безумно, приехал в Москву и стал неистово добиваться ее расположения. Кстати сказать,  знаменитый  сербский  режиссер  Эмир  Кустурица считает  лучшей  картиной  в  мире  до  сих  пор  этот  фильм.  Жерар  Ксавье  Марсель  Депардье,  получив  недавно гражданство  России,  не  упустил  возможность  съездить  на Северный Кавказ, на родину абрека Зелимхана – народного заступника,  художественный  образ  которого  удачно  создал еще в 1926 году несравненный Ладо Бестаев. Жерар Депардье намерен снимать там фильмы про новых неистовых героев нашего  времени.  Может  статься,  за  свое  творчество  он получит  вторую  кинопремию  «Золотой  глобус»,  а  может быть  и  «Оскара».  Французы  открыли  дар  Ладо  Бестаева  в 1915  году,  а  Жерар  Депардье,  наверное,  –  новых знаменитостей в 2015 году?!

 

Автор: Тамара  Дадианова

доктор  философских  наук,  культуролог,

руководитель  Национально-культурной автономии «Алания»



Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2020 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5