Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
||||||
полный список событий... |
Торжественное открытие Дней культуры Дагестана19 апреля в Ярославле произошло торжественное открытие Дней культуры Дагестана. Они проходят в рамках общественно-политической акции «Кавказ в истории России», которая завершится в начале мая. Начало этой программы ознаменовалось значимым событием – приездом делегации из республики Дагестан, в составе которой присутствовали: В ходе визита прошли круглые столы, лекции, совместная выставка и гала-концерт кавказских и ярославских представителей искусств, посещение членами официальной делегации культурно-исторических мест Ярославля, а главное — торжественное открытие офиса представительства республики Дагестан в Ярославской области. Наиболее интересным культурным акцентом в программе, на наш взгляд, явилась лекция доктора философских наук, профессора, академика Российской академии естественных наук, Лауреата Государственных премий в области культуры, председателя Совета Ассамблеи народов России, депутата Государственной Думы РФ Рамазана Гаджимурадовича Абдулатипова. Будучи влиятельным российским политиком, парламентарием, государственным деятелем, он не перестает активно заниматься научной и просветительской деятельностью, выпускает значимые научные и публицистические статьи и монографии. Приводим краткий обзор прошедшей лекции для всех, кто интересуется вопросами философии, культуры, национальной политики, экономики и, в частности, проблемой развития России в современных условиях. Лекция Рамазана Абдулатипова в ЯГПУ им. Ушинского Проблема межнациональных отношений недавно была подробно рассмотрена Владимиром Владимировичем Путиным в его статье «Россия: Национальный вопрос». В данной статье придается существенное значение вопросу межнациональных отношений. По словам Владимира Владимировича, «для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». В современном мире проблема межнациональных отношений носит не столько локальный характер, сколько приобретает более глобальный оттенок, как это хорошо представлено в книге американского исследователя Сэмюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций». При этом стоит сделать акцент на том, что главный конфликт современного мира – не между различными культурами, а между культурой и невежеством. В начале 90-х годов я принимал участие в создании Конституции РФ и спорил в тот момент с формулировкой «мы, русские и другие народы», отстаивая формулировку: «мы, многонациональный народ Российской Федерации». Наше государство провозглашено от имени «многонационального народа», и этот факт формирует особенности культуры нашей страны. Владимир Владимирович Путин в своей статье вводит важный термин, говоря о «государстве цивилизаций». Россия изначально формировалась как содружество культур при сохранении русского культурного кода. Мы все взаимосвязаны друг с другом. Мы можем быть жизнеспособны тогда, когда мы станем единой нацией. В национальных отношениях есть националисты и есть патриоты. Лев Николаевич Толстой говорил: «Чем отличается националист от патриота? Патриот – это тот человек, который любит свой народ, а националист — это тот, кто ненавидит другие народы». Разве можно поддерживать людей, которые ищут врагов для своего народа? А националист – это человек, который ищет врагов среди других народов. Выдающийся русский мыслитель Соловьев пишет, что нация может быть уничтожена тогда, когда она увлекается самолюбованием и самовосхвалением. Это есть путь гибели самой нации. У всех народов, религий одна культурная основа. Я защитил докторскую диссертацию в Ленинградском университете в 1985 году, и тема моей докторской диссертации была «Духовно-нравственные проблемы межнациональных отношений». И когда я пришел в университет культуры, я начал интересоваться этой проблематикой, и оказалось, что в стране не издали ни одной монографии, посвященной духовным идеалам. А что такое культура? Культура – это есть воплощение духовных идеалов. Культура – это не только сыграть на трубе или на пианино, или спеть песню и т.д. Это лишь виды искусств. Культура – это опись социального бытия людей и народов, это уклад жизни, это образ жизни. Это то, как люди рождаются, как они живут, как они женятся, как они творят, что они наследуют. То есть это целая система ценностей, и трагедия наступает тогда, когда национальная культура теряет свои смыслы. Сегодня мы объявили, что смыслом являются деньги. Наше божество – деньги. Ясное дело, что деньги всем нужны. Сейчас мы лучше живем в десятки раз, чем жили 20 лет тому назад, несмотря на все кризисы. У нас появились машины, у нас появились у всех мобильные телефоны. Все как будто бы есть: одеты неплохо, а душа пустая. Количество самоубийств возрастает, количество недовольных возрастает. Человек выходит на митинг, его спросишь: а что тебе нужно вообще? И он не может сформулировать точно, но знает, что Я выступал в Париже на совещании ректоров в прошлом году и задал им вопрос: «Какие духовные идеалы вы знаете?». Один начал говорить – справедливость, другой – радость, третий – еще Культура и образование – это Путь к достоинству человека. И, между прочим, в программе Юнеско так и написано, что образование и культура должны служить формированию человеческого достоинства. И поэтому, пока не будут найдены эти смыслы, мы не будем считаться с человеком, потому что его жизнь не представляет для нас никакой ценности. Его жизнь для нас представляет ценность, если он дает заработать на себе – в ином случае он для нас не существует. Это так называемый прагматизм. Три года тому назад я выпустил книгу под названием «Воля к смерти» о духовном кризисе современного человека. Когда человек теряет смысл, в нем побеждает воля к смерти. Отсюда наркомания, отсюда алкоголизм, отсюда преступления, отсюда разврат и все остальное. Потому что человек, отчужденный от общества, от культуры бунтует. Человек бунтует против себя, он ненавидит себя. Например, движения панков, которые возникли на западе в свое время, что они говорили? Они говорили, что они люди, человеки? Нет. Они говорили: «Я свинья», «Я мразь», «Я ничтожество». Потому что когда человек отчужден от культуры — он отчужден от общества, от других людей. И такое общество очень опасно для жизни. Потому что вы не знаете, верить человеку или нет, предаст он или нет… Вы не знаете, верить ли государству или нет, верить ли президенту или нет. Потому что в вас теряется вера. Хорошо, если такой человек приобщается к религии — Некоторые говорят: «Человек может постепенно стать животным таким образом». Если бы человек становился в результате такой анти-эволюции животным, это еще было бы хорошо. Потому что у животных все урегулировано инстинктами, все от первобытного инстинкта. В человеке должен быть другой код, и не генетика инстинктов, а генетика культуры, генетика нравственности. Если этого нет, то народ теряет свою сущность. Мы часто говорим о политической самостоятельности и суверенитете России. России последние двадцать лет навязываются чужие смыслы, чуждые культуры, мы фактически теряем свой культурный код, и в результате мы теряем свою культурную идентичность. Мы, как государство, как народ, теряем свой культурный суверенитет. Поэтому это основополагающие вопросы. Потому что начало человеческой деятельности – это культура. Человек должен не только хранить культуру, но и что человек оставляет после себя – это тоже культура. Это закон преемственности ценностей и культурных традиций. Устойчивость обретает то общество, где есть культура со смыслом. Мы хотим стабильности. Не будет стабильности, пока не будет соответствующей культурно-нравственной основы, и задача университетов – формировать эту культуру, формировать культурно-нравственный код. Мы учим людей с детства всему, кроме того, что им надо в самой жизни. Поэтому в современных условиях, в сегодняшней вузовской системе почти нет гуманитарного образования. Для тех, кто скучает от такой моей «демагогии», кто думает: «Зачем мне все это? Мне надо вкусно покушать, хорошо одеться, поехать на машине и т.п.» — могу привести пример. В древней Греции людей делили на две категории. Одних, которые интересовались философией, политикой, культурой – называли «политикос». А вторая категория, которая хотела, не занимаясь этим, удовлетворить личные интересы и получить максимум кайфа, — этих людей называли «идиоткос». Поэтому если количество «идиотикос» повышается, то общество превращается в толпу. Толпа – это бессознательная масса, которую можно куда угодно направить. Потом через 70 лет люди из толпы скажут друг другу: «нас обманули». Вас обманули, потому что вы были толпой, вы перестали видеть смысл жизни. А назад – никак. Провозгласили плюрализм, и эти люди, не становясь личностями, через плюрализм превратились в толпу. Они собираются в кучу, но у них при этом нет социальных связей. Человек, как был одинокий, так и остается, но в толпе. Для чего мы живем: для того, чтобы обманывать и чтобы нас обманывали? Или мы хотим быть личностями, мы хотим познать этот мир, мы хотим познать истину, мы хотим добра, мы хотим красоты, мы хотим любви, мы хотим жить достойной жизнью? Если мы этого хотим, значит нам надо становиться достойными людьми. Другого выхода нет. У меня есть сыновья, которые иногда говорили: «надо было не в этот университет поступить, а в тот – там лучше». Ребята, ни один университет вам не даст то, чего вы не хотите получить. Я, например, свое образование получил самостоятельно. То есть я занимался самостоятельно всегда. Когда я был в аспирантуре, я каждый день в 9 утра садился в библиотеку, и вечером снова брался за книги. Через два года я защитил кандидатскую диссертацию, хотя приехал из далекого колхоза. Во время подготовки докторской диссертации я каждый день давал себе задание, и приступил к защите уже через 6 лет. На защите докторской диссертации первый вопрос был такой: «Скажите, пожалуйста, ни один из нас не защитился раньше 10 лет после кандидатской – такой порядок; у Вас 6 лет еще не прошло, скажите, Вы что умнее других?». Всё, такие вопросы — это провал защиты. Я понимал, что спорить бесполезно. Я сказал: «Да, я согласен с Вами, чтобы докторскую защищать, должен быть богатый жизненный опыт. Я работаю на Крайнем Севере, а там год идет за два, поэтому считайте, что я защищаюсь через 12 дет». Диссертационный совет ведь не всегда интересуется только наукой, но и интересуется миропониманием человека, который защищается. У нас действительно великая страна, у нас действительно великий народ, у нас действительно величайшая культура, но опять-таки мы об этом часто забываем. Мы хотим кушать всё, что можно и нельзя, мы ходим ездить на трех Мерседесах, лететь одновременно на трех самолетах, но есть масса людей, которые не сводят концы с концами. Поэтому вам, вашему поколению тяжелее в десятки и сотни раз, чем было нам. Потому что вокруг нас был то комсомол, то общее дело, о нас заботилось государство, нас заставляли учиться, работать. Если в течение трех месяцев человек не работал, его сажали в тюрьму за тунеядство. А сегодня мы как будто бы свободны. Но мы свободны в том смысле: «Идите, куда хотите». Поэтому очень важно, чтобы вы, будучи студентами, определили смысл своей жизни, чтобы университет стал для вас хорошим началом успешной карьеры и вообще взрослой жизни. Вопросы аудитории к лектору Присутствующие попросили рассказать о памятнике «Русской Учительнице», установленном по инициативе Рамазана Абдулатипова в 2001 году в его родном селе Гебгута в Дагестане. Как известно, через несколько лет после этого мэр города Махачкалы построил на берегу живописного озера Ак-Гёль мемориальный комплекс, посвященный русской интеллигенции — учителям, врачам, инженерам, строителям, — которые много сделали для дагестанского населения: обучали, лечили, строили заводы и фабрики, и многое другое. Памятник «Русской Учительнице», установленный в столице Дагестана, представляет собой десятиметровую бронзовую скульптуру молодой женщины на постаменте, в правой руке у которой — книга, а левая лежит на глобусе. Под площадкой располагается музей истории Махачкалы. Рамазан Гаджимурадович с большим уважением и трепетом вспомнил свою учительницу, которая заложила основы грамотности в нем и его товарищах, дав им возможность получать дальнейшее образование и продвигаться по пути знаний и культурного развития. Руководитель Ярославского Фонда развития культуры Александр Евгеньевич Орлов обратился к Рамазану Гаджимурадовичу с вопросом о том, как вовлечь сегодняшнюю молодежь в движение «Молодежь за культуру», организованное Фондом. Его учредители как раз столкнулись с той проблемой отчужденности и разобщенности в современном обществе, о которой говорил лектор в самом начале встречи. И в процессе преодоления этой ситуации стали естественно возникать вопросы о том, какие пути, какие мотивы, какие ценности могут вызвать инициативу молодежи и способствовать ее вовлечению в единый созидательный процесс? Отвечая на этот вопрос, Рамазан Абдулатипов начал с того, что он сам находится в поиске ценностей современной культуры. И все больше в процессе этого поиска он стал склоняться к традиционной культуре в качестве основы, на которой строятся главные ценности. Он обозначил приоритет сущности над формой выражения, тогда как зачастую модные тенденции отклоняются от сущности вещей, делая акцент на поверхностной форме. Каждая вещь имеет свою сущность, и поэтому надо познавать сущность каждой вещи. Пришло время, когда от «Бога» надо вернуться к сущности всего, к сущности самого Бытия. РФ не имеет закона о культуре, который был бы принят после Конституции. Закон, который сегодня работает, — закон 1992 года. Но после этого приняли Конституцию. По какому закону мы должны развивать культуру? Какие смыслы в нее вкладываются? У меня хорошие отношения с министром культуры, очень хороший, умный человек. Вот я слушаю, как он выступает с отчетом, что сделало министерство культуры в течение года. И он говорит: столько-то кинофильмов показали, столько-то спектаклей показали, столько-то встреч провели… Разве это вся культура? Я, например, предложил министерству культуры: «У нас более 50.000 домов культуры в стране. Никто не знает, чем они занимаются. Раньше они занимались пропагандистской работой. Чем они занимаются сегодня? Кто — этнографией, кто — порнографией. Я предлагаю дома культуры сделать центром традиционной культуры русского и других народов России». Я это предложил министру, вице-премьеру, председателю государственной Думы, председателю Совета Федерации… Мы разработали проект, как это надо сделать, и никому никакого дела нет. Очень важно то, насколько повезло с руководителем, чего бы то ни было: университета, группы, колхоза, села… Много зависит от того, кто впереди. Когда я играл в волейбол в университете, студенческая команда проигрывала нам, уже старикам. Когда они возмущались, я всегда говорил: «Товарищи, стадо баранов, руководимое львом, побеждает стадо львов, руководимых бараном. Ребята, выберите себе нормального капитана и вы выиграете». Это вещи, которым мы не придаем значения. Я думаю, что Фонд культуры, культурный центр должен заниматься, прежде всего, традиционной культурой. Поскольку только традиционная культура формирует мировоззрение, только традиционная культура формирует целостность понимания мира, а остальная культура – коммерческая, информационная, массовая культура – это мозаичные культуры. Там есть элементы культуры, но из них не будет сформировано мировоззрение человека. Мы даем детям обществоведение, политологию, социологию, философию, но мы им не даем цельное мировоззрение. Мы надеемся, что дадим им разнообразные знания, а они разберутся. Я еще раз подвожу к нашему гуманитарному образованию, которое почти уничтожено. Гуманитарное образование – это, прежде всего, работа с текстами. Я, например, разозлился на Аристотеля, когда учился на философском факультете в аспирантуре, потому что я читал и не понимал его. Я подумал: «Летом я с тобой разберусь». Взял том Аристотеля «Метафизика» и начал читать. Дал себе слово: «Пока не пойму – на следующее занятие не прихожу». К концу лета я дошел до 44 страницы. Поймите, если Культура несет смысл. Человек очень нуждается в красоте, доброте, истине. При этом человек очень нуждается в комфорте, наслаждениях. Это всё тоже хорошо, если это по-человечески. Следующий вопрос лектору поступил от студентки ЯГПУ: «Как Вы думаете, когда государство обратит внимание на культуры и, в конце концов, начнет заниматься культурой?». — Если мы передадим культуру государству, то культуры не будет. Не государство формирует культуру, а культура формирует государство. Культура – это то, что создает нацию. В моем интервью для газеты «Трибуна» я говорил о том, что культура создает экономику. Почему азиатские государства вдруг достигли таких успехов в экономике? Потому что они руководствовались традиционной культурой. А у нас экономика как будто отдельно, культура – отдельно. Мы потеряли смысл культуры как уклада жизни. Человек может прекрасно петь, но при этом быть самым большим развратником в этом мире, самым грязным человеком. Просто искусство не дает ничего, не формирует культурный код. Еще один вопрос был задан в связи с формированием нового правительства: «Если бы Вам предложили на выбор – стать министром культуры или министром по делам национальностей – что бы Вы сейчас выбрали, после нового опыта?» — Я бы объединил министерство культуры и министерство по делам национальностей. Недавно вышла моя книга под названием «Росс и Я» — культура и политика в современной жизни россиян. Представьте, когда я написал все это – а я всегда пишу искренне, ничего не придумываю – я говорю жене: «Ты внимательно читай до моего возвращения из командировки и делай свои замечания, проверяй». Когда я приехал, увидел, что она сделала много заметок. Предложил ей совместное авторство, а то «один Абдулатипов звучит не очень убедительно». Поэтому выпустили книгу вдвоем. Как раз таки здесь политика и культура объединены, потому что главная проблема – проблема культуры. Если вы культурный человек – вы никогда не посмеете, не будете оскорблять человека по национальному признаку. Человек не может быть негодяем только потому, что он другой национальности, или талантливейшим певцом потому, что он этой национальности. Это не национальные, а человеческие качества. Но при этом нация может влиять на формирование человека, и человек может влиять на формирование нации. Поэтому я считаю, что в первую очередь Россия должна обрести смыслы, а не только жаловаться, что на культуру не хватает денег. На бессмысленную работу денег никогда не хватит. После прихода Путина к власти финансирование культуры увеличилось в семь раз. Разве улучшилось качество человеческой личности в семь раз в нашей стране? Президент Ярославской региональной Азербайджанской национально-культурной автономии Асман Исбендияр оглы Гусейнов задал вопрос о том, «насколько эффективно в современной России проповедуется, изучается дружба народов». Он отметил, что «очень часто звучат такие слова, как толерантность, гармонизация межнациональных отношений», и поинтересовался мнением лектора о том, какой вес имеют в действительности эти слова в современной России – «лозунг это или обязанность»? — Дружба народов – это культура совместной жизни людей. Если у них есть эта культура – они дружат. Конечно, если азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы оказались в Ярославской области, надо учитывать особенности культурной среды. Обязательно учитывать. И население, которое живет в Ярославле, должно тоже понимать особенности этих национальностей, культуру, традиции и т.д. Поэтому очень важно, чтобы были программы культурной адаптации, которых нет до сих пор. Самое главное, что обижает русских в Дагестане и дагестанцев в России – это недоверие из-за того, что человек другой национальности. Ни я, ни мои сыновья, ни мои братья никогда не позволят сказать, что мы меньшие патриоты России, чем Азербайджанцы, в отличие от многих других национальностей – дагестанцев, чеченцев, ингушей и т.д. – они лучше адаптируются к среде, лучше интегрируются в эту среду. Может, потому что это более мягкий народ, немножко другие традиции. Поддерживайте друг друга и – самое главное – мы можем сознавать, что мы разных национальностей, но важно помнить, что все мы – люди. На 80% все мы люди русской культуры. Я написал книги по русской истории, русской культуре, я написал музыку, песни — как русские, так и дагестанские и т.д. Когда вы бываете в аудитории иной национальности – скажите два слова на языке этого народа, больше не требуется. Но этим вы проявляете уважение к их культуре. Чтобы межнациональные отношения были хорошие, делайте комплименты друг другу. От добра еще никто не умирал – все проблемы от зла. От истины мир становится лучше, от лжи – никогда. Поэтому в жизни очень важно не только это отличать, но и воспроизводить своей жизнью. Если вы – добропорядочный человек, стали ученым и т.д. – вы украшаете свой народ. Ахмет-хан Султан – его уже нет давным-давно, но мы гордимся, что дали стране такого героя. Убийц, подлецов тоже было много, о них и в газетах писали, и к ним тоже было привлечено много внимания, но мы стараемся спрятать это, потому что мы стесняемся этого. Сотрудник Ярославского Фонда развития культуры Ольга Попова обратилась к Рамазану Абдулатипову и всем присутствовавшим в зале не столько с вопросом, сколько с призывом: «Есть такая известная фраза: Низы не хотят, верхи не могут. Так получается, что те, кому — Вы знаете, я принимал участие в создании Ассамблеи народов России, будучи заместителем председателя Правительства РФ, который курировал межнациональные отношения, регионы и т.д. А потом, когда меня освободили от должности, я выступал от Ассамблеи народов России – то есть государство свернуло это направление, а мы создали. Очень важно, чтобы были организаторы, самоотверженные люди. То, чем мы занимаемся – никто особенно нам не сказал «спасибо» за это. По-моему, наоборот. Подозреваю, что меня направили послом в Таджикистан, чтобы я здесь не мешал (прим. – шутливым тоном). Там, где я появляюсь, обозначаются проблемы межнациональных отношений. Современное государство дает максимум свободы для создания культурных и других организаций. Таких организаций более 9000 в стране. Поэтому надо не только получать свободу, но и уметь пользоваться свободой. И второе – я часто говорю — мы получили свободу, но не захотели стать свободными людьми. Мы захотели иметь своего раба. Вот чем оборачивается для нас свобода. При встрече с различными олигархами и богачами, я часто говорю им: «Чем больше у вас денег, тем больше вы – рабы. Потому что вы боитесь всех: народа, прокуроров… Поэтому обрести деньги — это еще не обретение свободы». Никто никому не даст свободу просто так, ее надо завоевывать, становясь достойной личностью. Раствориться Такими словами закончилось выступление выдающегося государственного деятеля Рамазана Абдулатипова перед аудиторией в Ярославском государственном педагогическом университете. В завершение лекции присутствовавшим подарили новую книгу Рамазана Гаджимурадовича «Культурный код многонациональной России», посвященную исследованиям культурной идентичности и вопросу формирования единой культурной среды в Российской Федерации путем объединения различных культурных центров страны. Посмотреть статью в газете «Дагестанская правда» Обсуждение
Оставьте комментарий22.04.2012, 3649 просмотров. |
|
||||
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |