Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
||||||
полный список событий... |
Эстонский пианист Танел Йоаметс покоряет ЯрославльНачало сезона 2012-2013 г. в Ярославской филармонии можно охарактеризовать как время культуры Эстонии в Ярославле. В конце августа на фестиваль «Преображение» приехал эстонский дирижер Андрес Мустонен. В октябряе прошел юбилейный концерт Эстонского национального мужского хора. Напомню, что в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. многие эстонские артисты были эвакуированы в Ярославль, где могли не только жить, но и заниматься творчеством. В 1942 году возникла идея создания эстонского национального мужского хора, которая была осуществлена Густавом Эрнесаксом. Хор отмечал свое 70- летие большими гастролями по России. И, конечно, один из первых концертов провел в Ярославле. В ноябре ярославцы вновь встретились с Андресом Мустоненом, который привез в Ярославль свой знаменитый ансамбль старинной музыки «Hortus Musicus». Хор, ансамбль, дирижер — не хватало выступления солиста. Этот пробел восполнился в новом сезоне.
Танел Йоаметс в Ярославле
Выступление Танела Йоаметса еще раз показало, какие талантливые музыканты приезжают к нам из Эстонии. Программа, заявленная в афише филармонии, неожиданно для зрителей была изменена самим солистом уже в первом отделении. НО!!! Но публика не проиграла от замены, потому что ТАКОГО у нас еще не слышали. Кто не попал на концерт – читайте и смотрите! Пианист Танел Йоаметс считается одним из лучших современных исполнителей фортепианной музыки А.Скрябина. В 2000 году в Москве он стал одним из шести лауреатов Второго Международного конкурса пианистов им. А. Н. Скрябина (пятью годами раньше был дипломантом Первого конкурса). Исполнение молодым эстонским пианистом сочинений Скрябина, даже на фоне других таланливых конкурсантов, выделила и публика, и пресса. Закономерными стали многочисленные предложения выступить с концертами от Москвы до Сахалина. А начиналось все в небольшом эстонском городе Тарту. Родители Танела не были профессиональными музыкантами, но с удовольствием занимались в самодеятельных хоровых коллективах. Кто же в Советском Союзе не знал о замечательных хоровых праздниках в прибалтийских республиках, в которых принимали участие многочисленные профессиональные и самодеятельные коллективы. Не удивительно, что любовь и способности родителей к музыке, передалась детям. Оба их сына, Танел и Лассе, получили музыкальное образование: один стал пианистом, другой — скрипачом. В детстве братья совместно музицировали, и сейчас они нередко выступают вместе в камерных ансамблях. Еще одно совместное увлечение братьев с детства – джаз. Джаз дал им умение свободно импровизировать. В настоящее время Танел преподает в Академии музыки Эстонии фортепиано и импровизацию. В анонсе к ярославскому концерту Танела Йоаметса об увлечении джазом и импровизацией говорилось, но указывалось, что этот концерт будет чисто классическим, состоящим из произведений Э. Грига ( «Лирические пьесы»), К. Дебюсси ( «Образы» — I тетрадь), Ф. Шопена ( «Полонез-фантазия» и 4 мазурки) и, конечно, А. Скрябина – Второй и Седьмой сонат. Открыли концерт музыканта «Лирические пьесы» Эдварда Грига. Всего норвежский композитор написал около 150 форпепианных миниатюр, 66 из которых вошли в цикл «Лирические пьесы», состоящий из 10 тетрадей. Жанр фортепианной миниатюры – один из любимейших в творчестве Грига: в них он запечатлел свои личные жизненные наблюдения, впечатления от окружающего мира, природы, мысли и чувства, думы о Родине. Музыка норвежского композитора, смею предположить, близка Танелу. Будучи еще совсем молодым музыкантом, он с успехом участвовал в музыкальных конкурсах Эдварда Грига, проводившихся в его родной Эстонии (1993, лауреат). Небольшие лирические миниатюры Э. Грига ( «Ариетта», «Вальс – экспромт», «На Родине», «Птичка», «Весной»), исполненные Танелом с тонким вкусом и изяществом, превосходно подготовили публику к «Образам» Клода Дебюсси. Уже первое произведение - «Отражение в воде» - представило Танела Йоаметса как музыканта, тонко «схватывающего» настроение, игру музыкальных светотеней, ритм, необычные акценты импрессионистических произведений французского композитора
К. Дебюсси. «Отражения в воде» — «Образы»
Изысканно, поэтически одухотворенно прозвучало «Посвящение Рамо» и напористо, стремительно – «Движение». Казалось, что импрессионистическое направление будет продолжено «Полонезом-фантазией» Ф. Шопена с его импровизационным изложением. Но неожиданно пианист предложил публике «Две поэмы» соч. 32 и Девятую сонату А. Скрябина. Неизвестно, какое впечатление произвел бы «Полонез-фантазия», но исполнение Скрябина по силе эмоционального воздействия и выраженных чувств явилось кульминацией первого отделения.
А. Скрябин. «Две поэмы»
Танел неплохо владеет русским языком и свободно общается с публикой. Перед исполнением Девятой сонаты А. Скрябина, он провел маленький «ликбез», рассказав о содержании сонаты, и её наиболее значимых моментах. Интересный и нужный ход! Кто-то не знает это произведение и познакомился с ним на концерте впервые, Второе отделение концерта открылось долгожданным Шопеном (4 мазурки) и музыкой современного эстонского композитора Лепо Сумера (Lepo Sumera). Снова вернусь к прошлогодним концертам эстонских музыкантов. В каждом из них звучали произведения современных эстонских композиторов: В.Тормиса, А. Пярта, В. Капа. И это замечательно! Всегда интересно познакомиться с хорошей национальной музыкой в исполнении музыкантов, для которых она является родной. Они лучше, чем Перед исполнением музыки Лепо Сумера, пианист познакомил ярославцев с биографией композитора — пионера электронной музыки в Эстонии, произведения которого: симфонии, концерты для фортепиано, виолончели, мультимедиальная опера и др., с успехом исполняются во многих странах. Танел выбрал для ярославцев пьесу «Пардон, Фридерик». Публика и не предполагала, ЧТО она увидит и услышит! Правда, Танел предупредил, что в некоторых местах произведений Лепо Сумера ставил слово «импровизация» и там уж, солисты или дирижеры, должны сами продолжать его музыку, импровизируя так, как чувствуют. Может быть, поэтому не каждый музыкант с академическим образованием берется за произведения Лепо Сумера. Танел Йоаметс справился потрясающе! Вначале пьесы зал услышал звуки одной из мазурок Фридерика Шопена, которые вскоре потонули в интонациях совсем другой эпохи. Стал понятен юмор композитора, заключенный в названии произведения. А вскоре Танел выдал такой ритм, используя крышку рояля, пюпитр, палочки барабанщика и даже пол сцены, что зал ахнул! Восторженные аплодисменты были наградой пианисту. Что можно сыграть после такой необычной пьесы? Что-то авангардное? Ничего подобного. Эстонский музыкант выбрал классику — Моцарта. Соната № 15 (фа мажор KV 533) прозвучала у Танела с невероятной естественностью, легкостью дыхания, ясностью и глубиной.
В. А. Моцарт. Соната № 15 фа маж. KV 533 3 ч.
После концерта пианист был очень скромен в оценке своей игры, но Сонату все же отметил, сказав, что «получилось». Зрители, по достоинству оценив исполнение Моцарта, обрушили гром аплодисментов на эстонского музыканта и не успокоились до тех пор, пока Танел не вышел на «бис». И здесь зал снова ждал сюрприз: пианист не стал играть какую-то выигрышную – «бисовую» пьесу, а предложил публике назвать слово для импровизации. Победило необычное – «Веселый городовой». Что из этого получилось – слушаем без комментариев — и ждем нового концерта Танела Йоаметса.
Импровизация
Обсуждение
Оставьте комментарий21.10.2013, 2980 просмотров. |
|
||||
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |