Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
||||||
полный список событий... |
Сказка с большой буквы «С»Первой премьерой 87-го театрального сезона в Ярославском театре кукол стал спектакль «Златовласка». Авторы представления, поставленного по мотивам чешской народной сказки— режиссер-постановщик Алексей Смирнов, художник — заслуженный работник культуры России Елена Береснева, композитор — Николай Морозов. В спектакле заняты заслуженные артисты России Надежда Новикова и Валерий Смирнов, артисты театра Никита Тимошин, Ольга Жданович, Рашит Абдрахманов, Татьяна Старочкина, Любовь Маринина, Елена Лопатина. В атмосферу сказки зритель погружается постепенно: в зале еще горит свет, детвора толкается и шуршит конфетными фантиками, взрослые призывают их к порядку и усаживаются в креслах поудобнее, а между тем на театральном занавесе демонстрируется документальный фильм, в котором живет своей повседневной жизнью современная Прага, столица Чехии. Всматриваясь в готические шпили соборов и дивясь многообразию тесно сомкнувших ряды старинных зданий, неожиданно замечаешь, что занавес становится с каждой минутой прозрачнее, и по ту его сторону …тоже оказываются зрители. Но какие они необычные! Фигуры в старинных костюмах замерли в позах персонажей средневековых гравюр, и с удивлением всматриваются в суету современной, набитой под завязку туристами Праги, и в зрительный зал. Чем прозрачнее становится экран (современная Прага точно тает на глазах), тем сочнее насыщаются красками жизни замершие средневековые персонажи. И вот они, уже полновластные хозяева на улицах этого средневекового города, ожили, зашумели, опробовали свои бубны и рылеи, и затянули-запели сказку о молодом слуге Иржике и злом жадном короле. -Для меня «Златовласка» — сказка с большой буквы «С», самая сказочная история из всех, которые я знаю, — говорит режиссер-постановщик спектакля Алексей Смирнов. — В современных детских сказках понятие добра и зла размыто, и зачастую именно отрицательный персонаж изображается настолько обаятельным, что «перевешивает» в детском восприятии положительного героя. Мне кажется это неправильным. В детских сказках зло должно быть отделено от добра, чтобы ребенок понимал, что хорошо, а что — плохо. Это должна быть четкая азбука нравственных ценностей. -Этим внутренним установкам режиссера Алексея Смирнова сказка «Златовласка» отвечает полностью. Злой король, съев волшебную рыбу, получает возможность понимать язык зверей и птиц, но чудом обретенные навыки делают его ещё злее, жаднее и завистливее. Тогда как Иржи (он не удержался, и тоже попробовал кусочек чудо-рыбы) готов помочь любому живому существу. Трижды оказывает он услугу птицам, муравьям и рыбе, выполняя поручение злого короля — добыть для него Златовласку, и трижды добро возвращается ему сторицей. Встретившись, Иржи и Златовласка полюбили друг друга, но злой король приказал убить счастливого соперника. Однако Златовласка оживляет Иржи с помощью живой воды… -В спектакле «Златовласка» использованы деревянные штоковые марионетки — куклы, традиционные для чешской культуры кукольного театра. По замыслу художника-постановщика Елены Бересневой, марионетки были вырезаны ярославскими резчиками из цельного куска дерева, каждая кукла весит не меньше семи килограммов. (Весили бы и больше, если бы дерево не было выбрано резцами изнутри). Так что работа с ними на сцене требует серьезной физической подготовки артистов. Это только в кино папа Карло выстругал Буратино из бревна в два счета. На самом деле изготовление марионеток — это очень трудоёмкая и кропотливая работа, она заняла несколько месяцев, зато куклы получились — просто загляденье. -Злой король, точно паук-кровопийца, ткет паутину зла: не даром художница Елена Береснева сделала этот персонаж так похожим на паука. Мне очень приглянулась волшебная рыба — персонаж, с появления которого и начинаются все чудеса: за несколько минут своей сценической жизни этот персонаж предстает перед зрителями в двух своих ипостасях — загляденье-чудо-рыбы и говорящей рыбы, уже нанизанной на вертел и деловито командующей процессом своего собственного приготовления. По достоинству оценить все нюансы ситуации и актерской игры в этом фрагменте спектакля (а подобных моментов по ходу постановки немало) смогут, наверное, только взрослые зрители. Но в этом-то вся и штука: режиссер Алексей Смирнов уверен, что детский спектакль обязательно должен быть интересен и взрослому зрителю: -Я считаю, что спектакли кукольного театра должны быть адресованы зрителям, приходящим в театр семьями. Чтобы посмотрев спектакль, можно было бы вместе обсудить какие-то приглянувшиеся, или, напротив, непонятные моменты, и от частных бытовых случаев перейти к каким-то общим понятиям. Думаю, что детский театр должен давать толчок к общению внутри семьи на нравственные темы. Полноправным участником спектакля «Златовласка» является музыка, написанная композитором Николаем Морозовым. Много лет он заведовал музыкальной частью в знаменитом питерском БДТ, в настоящее время преподает в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Николай Морозов много и успешно работает с разными театрами страны. В тандеме с Алексеем Смирновым (который, к слову, учился у Морозова в Санкт-Петербургской академии театрального искусства) композитор поставил уже несколько спектаклей. Музыкальная партитура к ярославской «Златовласке» родилась в рекордно-короткий срок - в течение пяти дней, правда работать композитору и режиссеру пришлось круглые сутки. Сотрудничество с Николаем Морозовым значительно расширило актерские возможности участников спектакля: каждый из них освоил какой-то музыкальный инструмент (заметьте, не современный инструмент, а тот, который существовал в средние века) и запел. Музыкальные партии, написанные в духе средневековых баллад менестрелей, придают сказке «Златовласка» особый колорит и насыщенность. Не вызывает сомнения, что новый спектакль Ярославского театра кукол «Златовласка» будет принят в слюбовью и маленькими зрителями, и их родителями.
Об авторах:
Алексей Смирнов. Окончил Ярославский театральный институт по специальности «актер театра кукол» (курс В. Домбровского) и СПГАТИ по специальности «режиссер театра кукол». Работал Рыбинском театре драмы, Санкт-Петербургской филармонии и театре «Кукольный формат». В 2005 году организовал независимое театральное объединение «Театр N». Сотрудничал с театрами кукол Благовещенска, Екатеринбурга, Челябинска, Петрозаводска, Москвы. Спектакли Алексея Смирнова «Золоченые лбы» (Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск) и «Золушка» (Московский центральный театр кукол имени Образцова) — лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска». В настоящее время — главный режиссер Московского государственного областного театра кукол.
Николай Морозов. Окончил Уральскую государственную консерваторию имени Мусоргского. Преподает в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. На протяжении 15 лет заведовал музыкальной частью в Академическом Большом Драматическом Театре имени Товстоногова. Пишет музыку к спектаклям, которые идут в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Екатеринбурга, Красноярска, Ярославля, Петрозаводска других городах. Был директором различных музыкальных фестивалей, в том числе международных. Неоднократный лауреат композиторских, театрально-телевизионных конкурсов.
Елена Береснева
Автор: Лариса Драч Обсуждение
Оставьте комментарий30.09.2013, 3188 просмотров. |
|
||||
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |