Ярославский
портал
Участники:Ярославский Фонд развития культуры
Анонсы полный список анонсов...
События



полный список событий...
Проекты Фонда

Проекты при участии Фонда


Причалить к "Причалу"

Недавно вышел в свет первый номер журнала ярославских писателей «Причал». Учредителем и издателем является автономная некоммерческая организация издательский дом «Печать». Номер издан на средства, полученные из бюджета Ярославской области при софинансировании АНО ИД «Печать».

Главный редактор -  член Союза писателей России Евгений Чеканов. Редколлегия: Алексей Серов, Николай Смирнов, Сергей Хомутов. В предваряющем слове Е. Чеканов отметил, что для четверки выше упомянутых кормчих литература — не забава, а серьезное дело. И они будут способствовать тому, чтобы ярославские авторы получили настоящее общественное признание.  И придерживается установки: гении рождаются в провинции, и по сему он и редколлегия будут искать их, растить. А «Причал» станет тихой гаванью, где гении будут пришвартовываться после путешествий по реке жизни, пропитавшись ветрами перемен…

Открывается журнал стихами крепкого рыбинского поэта Сергея Хомутова, который страшно озабочен будущим детей, даже еще не рожденных, так как, по его мнению, «бросается Россия  в иордань /И топится, как прежде, в горькой водке». Бесспорным украшением журнала является подборка из 15 стихотворений С. Хомутова. Они не торопливые, грустно-философские, затаенно высказывающие любовь к родному волжскому краю…До планки, установленной С. Хомутовым, пытается дотянуться переславский автор Михаил Корнилов. Характерный чертой журнала является простота, органичность (естественность) выразительности художественной формы. Заумь и выпендреж отсутствуют в «Пристани». Причалили авторы с рабоче-крестьянской закалкой или вышедшие из этой среды. От того-то, по признанию М. Корнилова, «…вместо крови гулит сок березовый во мне».

Приятно удивил своим публицистическим накалом Мамед Халилов. Он не только аграрник «высшей пробы», но и человек, с болью ощущающий хулу на ярославских литераторов, которую изрек, в его трактовке, «новоявленный академик, профессор околовсяческих наук». Хоть фамилия хулителя не указывается, но читатели представляют этого «букера-антибукера“, закатывающего всегда почему-то вверх глаза и тоненьким детским голоском поучающего своей заумью непросвещенный и глупый, по-видимому, с его точки зрения, народ. В этой связи многие читатели согласились даже с тем, что  закрылась одна добротная ярославская газета, где постоянно клекотал этот московско-ярославский суперкритик, имеющий почему-то высшую педагогическую степень, хотя считающий себя незаурядным искусствоведом. Но такие культуртрегеры обязательно найдут другое какое-либо средство массовой информации в области, где бы можно было кормиться, так как москвичи (и даже новоиспеченные) давно взяли Ярославль и область под свое неусыпное око. Поразил и эрудицией М. Халилов, я думала в своей аргументации он будет ссылаться скорее на Коран, а не на Библию. Но я ошиблась. А он так по делу и глубоко, что не раз в моей голове промелькнуло почти пушкинское: “ Ай да Мамед, ай да…сын!»

Теперь, по-видимому, неповадно будет престарелой профессуре, вскормившей «гения» в своем учебном заведении, морочить мозги ярославцам, разве что в городке, где когда-то  порешили одного из сынов Ивана Грозного. М. Халилов заодно и проанализировал художественное своеобразие мастерства ведущих ярославских поэтов: Е. Чеканова, С. Хомутова, Е. Гусева, В. Мутина, Т. Пироговой, Л. Желенис.

По темпераментности высказывания, по патриотичности стиль статьи перекликается с публицистикой Е. Гусева, в частности, с помещенным в этом номере «Причала» интервью «Отгремев, закончились бои». Настойчивый и прыткий интервьюер И. Комлев задавал каверзные вопросы руководителю ЯО Союза писателей России Е. Гусеву. Тот прямолинейно на все отвечал, почему прежнего главу писательского союза отстранили от руководства. Подробно все, без утайки, высказал Евгений Павлович, не увертывался от вопросов: «Что натворил Г. Кемоклидзе» и какую творческую поросль он растил, как вел прежний журнал «Мера»? (Читателей явно это заинтересует).

Сразу скажу, что поэзия В. Голикова прельстит тех, кто с детства «кувалды слышал звон», и не понравится тем, «кто не жил в избе, где меж бревен не хватает мха…, и где глядит комбайн из буерака / на перепаханную зябь».

Привлекательна женственностью лирика Л. Желенис с 9 стихами-крохами о когда-то  жарких признаньях, о соловьиных голосах.  Брутальностью и афористичностью веет от поэзии Валерия Мутина. Его стихи – тоже крохи, но с сильной энергетикой. Подборку из 10 работ заключают строки: «Мои стихи – мой пояс смертника.  Еще чуть-чуть и — подорвусь!»

О певце русской природе – художнике-анималисте Олеге Отрошко нежно пишет искусствовед М. Солдатенкова. Это размышление и о судьбе России. А повод – 75-летие любимого ярославцами художника-патриота.

Особо мне приглянулись два материала. Один из них – блистательное интервью, которое дал И. Комлеву неординарный писатель–историк Альберт Максимов. Его исследования – мощный энергетический толчок для работы мускулатуры мозга. Я часто испытывала шок, как он подвергал сомнению многие исторические книги и выворачивал наизнанку порой многие закостенелые факты. Отрадно, что в нашем граде Ярославле живет и творит этот чудо-историк! Но самое главное – он раскрывает тайны книготорговли.  Это интервью просится на страницы многих периодических изданий. Я уверенна, что скоро оно там окажется и явится подмогой для книготорговцев.

Тонко и деликатно отзывается об исследователях «Слова о полку Игореве» Анастасия Смирнова. Их сейчас становится все больше и больше. Что ими руководит? И кто же действительно является автором уникального творения? Читатели журнала «Пристань» получат ответ.

Немало любопытных фактов я почерпнула, читая воспоминания Николая Трошина, честно, скрупулезно и литературно обработанные Борисом Фарафоновым. Каково это – побывать в немецкой оккупации, каково было житье-бытье у угнанных в Германию? А когда возвратились из тех краев, как преодолевали голод, разруху, а порой негде было жить, так как наша авиация ранее метала бомбы туда, где селились в русских домах немецкие солдаты. Кстати, многие из них померли от ран. Образовались кладбища, об этих захоронениях в Германии не знают до сих пор. Незамысловатое жизнеописание, а какие гуманистические горькие мысли-выводы приходят в голову: ведь их, немцев, кто-то  разыскивает, о них печалились дети, а теперь —  внуки и правнуки?! Ах, война!..

В этом первом номере каждый найдет, что ему интересно по тематике и жанру. Тут и юмор: рассказы О. Гонозова, басни Сергея Молокова, художественный перевод Евгения Чеканова стихотворений лезгинского поэта Зульфикара  Кафланова, и «острые» рассказы Юрия Оловянова. Всех авторов не перечесть.

Я написала о тех, кто запомнился.

Нельзя без трепета читать подборку из 10 стихотворений Ивана Смирнова – патриарха ярославской советской поэзии, недавно ушедшего в мир иной. Они – летопись прожитой жизни. Он родился в Пошехонье — «глухоманной стороне». Прожил 93 года.  Прошел войну. 17 лет руководил ЯО Союза писателей России… По его инициативе и деятельном участии стал проводиться ежегодный Всероссийский Некрасовский праздник поэзии. Не то, что ныне! Его мучило то, что газеты «погрязли в ссорах», «свобода слова шустрых газетеров  /Беспромашно оплачена казной. /Внедрились… барышники, банкиры, фабриканты, /Царь – президент, активные попы.»
Скромно выглядит первый номер журнала ярославских писателей «Причал». Напечатан не на глянцевой бумаге, всего 160 страниц в нём. Авторы, в основном, рабоче-крестьянской закваски. Оттого-то в нем нет зауми, словесной эквилибристики. Всё честно, чётко, ясно, без ребусов. За простотой скрывается широта и глубина взглядов. А порой и уникальность.

Причаливайте новые, талантливые авторы, пришвартовывайтесь, крепко держась за прочный канат — журнал «Причал»!

 

Тамара Дадианова – д. ф. н., профессор

член Союза журналистов РФ, член Международной эстетической ассоциации


Обсуждение



Facebook
ВКонтакте





Новое на сайте:


Наши Партнеры:



























Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. 
Некрасова














Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии
согласия администратора и активной ссылки на источник!
Система управления сайтом HostCMS v. 5