Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
|||
полный список событий... |
Олег Павлович Отрошко - Творец зеленного шумаПриходилось ли вам, уважаемый читатель, вестиСкажите ему, что медведь неуклюж и громоздок, и в ту же минуту вы получите такое количество опровергающей ваше мнение информации, что невольно поверите: медведь действительно самый грациозный, хотя и весьма грузный зверь. С каким азартом художник поведает вам об играх медвежат, пришедших с матерью на спелые овсы! В тот момент он сам становится ребёнком, и с восторгом, присущим детскому восприятию, художник поведает слушателю о весёлых проделках звериного молодняка… А охота на тяге?…Сколько поэтичности и тонкой наблюдательности вы отыщете для себя в его рассказе об охоте на вальдшнепа. Глаза рассказчика загораются особым блеском, его большая, обрамлённая благородной сединой голова откидывается назад, словно желая зачерпнуть из какого-то неведомого вдохновенного источника побольше впечатлений и эпитетов. И когда эта величаво-красивая голова опускается, и он начинает повествование, а глаза его, наполненные лукавством, детским озорством и вместе с тем мудрой проницательностью, встречаются с вашими глазами, вы понимаете, что рассказчик поведал о таких тонкостях охотничьего дела, с таким знанием и подробностями изложил каждый шаг охотника, которых вы никогда ранее не знали. Именно в этот момент понимаешь, что его увлечение, его художественная страсть выявляются в объёмности мировосприятия. Он воспринимает жизнь как бесконечную красоту и гармонию в природе. Этот взгляд на окружающий мир привёл живописца к преобладанию в его творчестве анималистической темы. Свои впечатления художник черпает из наблюдений за природой. Охота — страстное увлечение Олега Павловича. В ряду увлечённых охотой немало имён русских классиков: С. Аксаков, Н. Некрасов, Л. Толстой, И. Тургенев, А. Фет, а среди художников: В. Перов, И. Шишкин, Е. Чарушин, А. Кившенко и др. Поговорите об этих личностях с художником и вы обнаружите его глубокие познания в творчестве перечисленных авторов, да и не только их. Долгие годы художник работал и в жанре портрета, и в жанре пейзажа, и в жанре натюрморта… Эти его опыты интересны и разнообразны уже с первых этюдов. От картины к картине художник эволюционирует, растёт, приобретает неординарность и самостоятельность в художественном осмыслении, оттачивая собственный художественный почерк. В ранних пейзажных работах «Дорога» (1964), «В красном бору-2» (1969) и других чувствуется доброе подражание своему кумиру А. Лактионову, следующему иллюзорно точной передаче предметного мира. А в картинах «Адам и Ева» (1968), «Ильина гора» (1969), «Свирская церковь в Смоленске» (1970) мы усматриваем подражание М. Сарьяну. И это не случайно. Художник опирается на опыт крупнейших мастеров живописи и, осваивая его, пытается создать собственный почерк, определённость формы, оригинальность художественного изложения. Поиски приводят его к таким работам, как, например, «Праздник в Череповце» (1969), в основе которой лежит не слепая индивидуализация каждого персонажа картины, а создание ощущения всеобщей консолидированной радости людей в морозный зимний день. Противопоставление холодных и раскалённо-горячих тонов создаёт впечатление полноты жизни и беспредельно радостного настроения. А в работах «Студенты на уборке» (1970) и «Пора сенокосная» (1972) за счёт интересного колористического сочетания и выписанности телесной энергетики фигур создаётся ощущение напористой созидательности жизни молодых. В более поздних работах живописца мы обнаруживаем твёрдость и определённость его художественных принципов, его самобытное ощущение колористической гаммы. Просматривая его пейзажи «Закат в Раях» (1995), «А снег идёт», «Закат на Печенге», «Таманский залив» (1997), «Дом художника Круглова», «К весне» (1998), сразу же замечаешь зрелость мастера, неповторимость видения им окружающей действительности, ясность и яркость насыщенности тонов. Те же впечатления оставляют после себя и просмотренные натюрморты. Цветовое разнообразие, определённость композиции, множественность сюжетов характерные черты этих работ художника.Одна из сильных сторон творчества художника – линогравюра и литография. Начинаясь в рисунках темперой на бумаге и работах «Кони», «Лани» (1969), — это направление в творчестве художника обретает полновесность и обстоятельность исполнения и уже в 70-е годы становится серьёзным увлечением О.П. Отрошко. Орнаментальность рисунка и чёткость силуэта лежат в основе этого вида творчества. И здесь художник в своих работах остаётся на самом высоком уровне. Работы его точны и выверены в деталях. Лаконичность и отточенность формы, полностью вбирающей в себя содержательную сторону изображённого сюжета — суть творчества Олега Павловича. Потому все линогравюры мастера, представляемые на выставках, без исключения можно отнести к подлинным жемчужинам художественного творчества. Однако самая пламенная страсть художника — жизнь лесных обитателей. Она настолько ярко и сочно представлена в работах О.П. Отрошко, что нередко возникает мысль о том, что животные ему позируют. Точность, с которой передаётся динамика движений каждого изображённого им зверя, птицы, рыбы не только подкупает, но, порой, ошеломляет. Возможно ли ухватить в мгновение проносящегося перед тобой лесного обитателя, грациозность его стремительного бега, запечатлеть точность его движений? Возможно ли без фототехники ухватить остроту направленного на тебя настороженного взгляда или запомнить изящество ракурса поворота головы зверя, почуявшего невдалеке присутствие человека? Оказывается, возможно. Олег Павлович Отрошко тонко демонстрирует нам это. Зоркость подлинного художника, способного в кратчайший миг схватить самое главное, характерное, что потом с такой убедительностью будет положено им на холст, гравюру, офорт или литографию, является редким профессиональным качеством Мастера. Только внимательно анализируя работы художника, понимаешь, что прежде, чем создать на полотне образ «братьев наших меньших», автор делает десятки, сотни этюдов и зарисовок, из которых потом и рождается доведённое до кондиции произведение искусства. Чистейшим источником его вдохновения и творческого азарта, несомненно, является крестьянское детство художника. Олег Павлович с младых ногтей был приучен к ежедневному крестьянскому труду. Часто до восхода солнца он шёл вместе с матерью и отцом на росистые луга косить травостой. На скошенных полянах очень часто можно было обнаружить гнёзда птиц: перепёлки, куропатки, жаворонка. Нередко в них бывали и беспомощные птенцы. Мать мальчика, Ксения Филатовна тщательно оберегала эти гнёзда и требовала такого же отношения к живой природе от своих детей. Часами мог наблюдать будущий художник, затаившись Всё это вливалось в душу впечатлительного ребёнка и впоследствии взошло благородными плодами в его художественном творчестве. Русская природа взлелеяла его. Она и сегодня подсказывает живописцу цветовую гамму и пластическую характеристику линий живописных и графических работ. При осмотре работ О.П. Отрошко на выставке и в мастерской художника создаётся ощущение, что работы его звучат. Звучат сочно и многоголосно. Так рождаются межчувственные ассоциации — синестезии. Этим термином учёные называют объёмные слитные впечатления, рождающиеся при восприятии, когда воедино сопрягаются зрительные и слуховые представления. Синестезии принимают участие в формировании художественного образа, который является определением наличия феномена искусства. Гомон голосов и шумов живой природы ощущает, полагаем, каждый, кто совершает прогулку взглядом по графическим и живописным работам Мастера! Токующие тетерева, цыкающие и хоркающие на закате вальдшнепы, ухающие в сонном лесу совы, трубящие в лесной чаще лоси, какие-то иные неведомые нам звуки — это не фантасмагория в воспалённом мозгу зрителя, это чувственные ассоциации, которые возникают при восприятии подлинного произведения искусства. Надо только вовремя угадать и высмотреть, кто это позволяет себе нарушать немотствующую тишину академических залов музеев. Это позволительно в мастерской О. Отрошко, где художник своим виртуальным жителям разрешает устраивать гвалт. И сразу вспоминается некрасовское: «Идёт, гудёт зелёный шум…». Так мог сказать только охотник и человек, влюблённый в живое, в Её Величество При-ро-ду! А её надо беречь! И чем дальше — тем тщательней, так как ежегодно безвозвратно исчезает огромное количество её объектов: растений, зверей, птиц, насекомых… Вот и оставляет для будущих покорителей Вселенной свой скромный вклад, а точнее, клад, самобытный художник Олег Павлович Отрошко, которого по праву можно назвать национальным достоянием Ярославии, патриотом России. К сожалению, понятие патриотизма сегодня стыдливо стирается в оценочных характеристиках россиян и, особенно, деятелей искусства, а проблема национальности искусства широко обсуждается на страницах периодической печати, в передачах на телевидении и тоже не находит однозначной оценки. Творчество О. П. Отрошко национально по форме и по содержанию. Оно наполнено чувством глубокого и преданного патриотизма и любви к Родине. Эти качества взращены на русской земле его предками и подхвачены художником как принцип всего его творчества. Он гордится этим, как дорожил принадлежностью к русской нации его дед, кубанский казак Михаил Леонтьевич Отрошко, служивший в личной охране Николая II и его отец Павел Михайлович Отрошко, показавший образцы героизма и беспредельного мужества на фронтах Первой мировой и Великой Отечественной войн. В одной из рукопашных схваток с турками на Закавказском фронте в Первую мировую он был ранен, получив семнадцать пулевых и сабельных ранений. Пять раз под ним убивали коня. Но каждый раз он находил в себе силы оседлать другого скакуна и продолжить бой. Однако последний сабельный удар неприятеля очень сильно повредил руку бойца. От большой кровопотери, с безжизненно висящей на сухожилиях рукой, боец оказался среди погибших товарищей. Поздней ночью его отыскал в груде мёртвых тел друг и однополчанин Н. Гунько, срочно доставил умирающего товарища в лазарет, откуда героя транспортировали в военный госпиталь г. Тифлиса. Здесь ему спасли жизнь и руку. Но и эти ранения не помешали отцу Олега Павловича принять участие в Великой Отечественной войне. Не это ли придаёт отдельным работам художника особое социальное звучание, где боль за сегодняшний день России выражена определённо и аллегория порой до простоты ясна: «Чёрный ворон над Родиной моей» (1997), «Две птицы», «Белый голубь на кровью залитой земле» (1998-99), «Гипер-супер-пупер-шоу» (1998), «Комета над Рая-ми» (1999), «Санитары без границ» (1998), «Праздник согласия и примирения» (1997-1999). Талантливый человек талантливо проявляет себя во всём, к чему ни прикоснётся. Он — большой хлебосол, любит и умеет хорошо готовить и угощать гостей. Друзья знают его напитки, настоянные на букетах лечебных трав, способные изгнать хворь даже из самого хилого тела. Олег Павлович артистично и темпераментно может читать стихи, убедительно рассказывать охотничьи байки, почти также как это изобразил на хрестоматийно известной картине В. Перов. Его работы, иллюстрирующие детские книги, учат любить природу не только детей, но и родителей, читающих своим чадам рассказы о животных и птицах, обитающих на просторах нашей родины России. У О. П. Отрошко много друзей, ибо открытая душа подлинного художника и широта натуры русского человека создают замечательную ауру сотворения и сосуществования в нём великих человеческих качеств: СОЗИДАЮЩЕГО ДОБРА И БЛАГОДЕТЕЛИ. Мы гордимся, что в нашей жизни присутствует этот талантливый и неугомонный человек – Олег Павлович Отрошко!
Автор: Дадианова Т. В. – доктор философских наук, старший научный сотрудник ЯВВУ ПВО, член Союза журналистов России |
|
|
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |