Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
|||
полный список событий... |
В защиту русской культурыВоистину застойная, тлетворная обстановка сложилась в культуре Ярославля в последние два десятилетия. Всплеск публицистических выступлений писателя и журналиста Е. П. Гусева объясняется, в первую очередь, именно этим обстоятельством. Он, будучи человеком творческим, открыто и смело трактует её на страницах печати. Касаясь оценки его публикаций в газете «Советская Ярославия», могу констатировать, что они очень эмоциональны и подтверждают его социальное неравнодушие к происходящему в культуре. Об этой стагнации я публично заявила ещё в 2007 г. тогдашнему губернатору ЯО А. И. Лисицыну в Губернаторском доме (Художественном музее), где присутствовали представители разных СМИ, ярославских диаспор, общественных организаций, что объективно зафиксировал в газете «Золотое кольцо» корреспондент О. Гонозов. Мною было указано на вопиющий непрофессионализм руководителей Департамента культуры, отсутствие у них профильного образования. В основном, эти чиновники — выпускники Политехнического института химического факультета, чем объясняется их «химичиние» в культуре. Как они попали на свои должности – особый разговор. Тогда в первую очередь я имела в виду конкретных людей — И. И. Скороходову и Ю. А. Иванова. В Департаменте здравоохранения, в отличие от Департамента культуры все сотрудники в обязательном порядке имеют медицинское образование. А на культуру, оказывается, можно «бросить» кого угодно. Мало того, такие чиновники, как Скороходова, взобравшись по служебной лестнице на пост заместителя губернатора, занималась частным предпринимательством, имея туристические фирмы ( «МБС–тур» и др.). Её протеже на пост директора филармонии Л. М. Фрадкин, (неделями отсутствовал на работе, имея постоянное место жительства в Москве), похитив миллион, был не наказан, быстро покинул директорское кресло и благополучно съехал к себе домой в первопрестольную. Как констатировали работники филармонии, тогдашний руководитель Департамента культуры Ю. А. Иванов спустил всё на «тормозах», закрыв глаза на хищения, равно как на пропажу филармонической машины в Москве (тогда директором филармонии был Г. М. Юшков). По рассказам сотрудников Департамента культуры, Ю. А. Иванов самоустранялся от работы, вёл вальяжный образ жизни, часто запирался в своём кабинете, слушал классическую музыку или играл сам с собой в шахматы. И вот как мартовский снег на головы ярославцев — назначен опять «бить баклуши», но теперь в ТЮЗ. До этого, после Департамента культуры, отогревался в кресле директора филармонии, не имея никаких профессиональных навыков в этой сфере. По отзывам филармонистов, горе-директор Иванов был не сведущ и очень боялся проблем, с которыми к нему обращались сотрудники и музыканты. Но непотопляемый «офисный планктон», круговая порука. Часто опирался на поддержку депутата разных уровней Заяшникова. А в это время руководители лучших профессиональных очагов культуры на свой страх и риск взвалили на свои плечи трудности и заботы по выходу их безденежья и неразберихи, что повлекло за собой смерть от перенапряжения талантливых руководителей театра им. Ф. Г. Волкова, филармонии, театрального института: В. Боголепова, В. Сергеева, Н. Редькина, С. Березовского, В. Шалимова и др. Предвидя эту обстановку, представители творческих профессий создали журнал-газету поддержки интеллигенции с названием «Ярославская культура» под моим редакторством и самым активным участием писателя Е. П. Гусева. Сделано это было в противовес официальным кормчим от культуры и их апологетам, которые ежегодно получали премии, различные гранты из казны губернатора (часто из года в год одни и те же лица, за небольшим исключением), лауреатские титулы, звания и другие почести. Но собственно культурой занимались другие, эти же – только перед телекамерами светились. На уровне Управления культуры нашего славного города Ярославля наблюдался нередко волюнтаризм по отношению ко многим людям и моментам, о которых писал Е. П. Гусев. А я бы добавила, что когда надо было вмешиваться в жуткие ситуации, сложившиеся в очагах культуры, творилось бездействие, что пагубно сказалось на судьбах людей. Я полагаю, что И. В. Никитина подала в суд на Е. П. Гусева под воздействием бывшего руководителя Управления культуры мэрии В. Н. Зарецкой, которая сейчас трудится под началом своей бывшей подчинённой. Рука руку продолжает мыть, в то время как в ДК им. Добрынина творится невообразимое безобразие: ныне там процветает коммерческий центр торговли шубами, кожаными изделиями, камнями-самоцветами и ювелирными украшениями… По сути, события, описанные в статьях Е. П. Гусева, имели место быть и есть в Ярославле. В полемическом споре, болея всем сердцем за культуру, он иногда превышал градус социального темперамента, но это касалось не конкретно Никитиной. Не случайно, он использует её фамилию в условном, собирательном аспекте, как образ всех наших бед, пишет с маленькой буквы. В его статьях имеются погрешности в адрес других персоналий, которых он не любит, и свое неравнодушие выявляет в указании имен, например, «васька», «валька». На это я неоднократно обращала внимание Евгения Павловича и подчеркивала, что такая лексика вредит эстетической выразительности полемических статей, так как снижается чувство меры, а, следовательно, вредит эстетическому вкусу. Вообще следовало бы судить в целом положение, в котором находится сейчас культура, — «усилиями» скороходовых-ивановых-фрадкиных-зарецких-никитиных … она поставлена на грань самовыживания. Некоторые культработники великой своей заслугой считали умение «держать нос по ветру». При этом имели свое толкование выражения, но не «ветер перемен» в обществе, а только то, что хочет первая чиновница в области И. И. Скороходова. Сейчас как никогда в духовном плане трудно в первую очередь русской, титульной нации. Дома культуры не пропагандируют традиционную народную культуру. Краевед Н. Н. Балуева печётся о создании Центра народной культуры, устроив у себя в тесной квартире такой музей. И смех и грех! В русском городе? А в музее Н. А. Некрасова в Карабихе не нашлось достойного места самому хозяину – Николаю Алексеевичу: его памятник был демонтирован, выброшен на задворки, и на голове «народного печальника» до недавнего времени уборщицы сушили грязные тряпки. На недопустимость подобного волюнтаризма бывшего директора музея-заповедника, захотевшего перепрофилировать музей Н. А. Некрасова в обычную усадьбу Голицына, и потому поместившего бюст поэта под лестницу флигеля рядом с туалетной дверью, я обратила внимание прежних руководителей: губернатора С. А. Вахрукова и директора департамента культуры Л. Ю. Сорокиной. Эта тенденция началась с И. И. Рабинович-Скороходовой, отменившей в год ее руководства областной культурой, праздник Поэзии в Карабихе, видимо, ей Многие работники культуры, не имея для этого никаких оснований, сумели нахватать себе званий «Заслуженный работник культуры» и другие регалии с попустительства всё тех же господ, о которых говорила выше. Единственный скромный и интеллигентный Ю. А. Андреев, возглавлявший отдел культуры при областном исполкоме, кто не бомбардировал выше стоящее Министерство своими характеристиками, добиваясь «Заслуженного». (Он трудился до В. Г. Извекова). При Юрии Андреевиче открылись Ярославское театральное училище (вуз) и ТЮЗ. Он много доброго и перспективного сделал для областной культуры. Шустрые бывшие вожаки-комсомольцы впоследствии захватили руководство театрами. С той поры прошло более четверти века. По выслуге лет, то есть по закону РФ, никто из них (кроме самоуправно уволенных Ивановым и Зарецкой) не ушёл «на заслуженный отдых», а стали заместителями директоров театров, нашли себе «теплые» места в домах культуры и т.д. Их оттуда только ногами вперёд вынести можно. Нередко занимаются приписками: молодежь не устраивает архаичность клубной режиссуры, и она игнорирует проводимые мероприятия. Стоит для примера заглянуть в ДК «Красный Перекоп». Две старушки захватили там руководство, молодых специалистов боятся как черт ладана: нечего мешать дремать им на работе. В журнале проведенных мероприятий все благопристойно: огромная посещаемость и такой же емкий спектр инновационных мероприятий. Кто там будет проверять, до Перекопа далеко, надо ехать на перекладных! По количеству «Заслуженных работников культуры РФ» Ярославль, наверное, занимает первые места в России! Равно как и среди академиков. Самые прыткие деятели от культуры стали академиками РАЕН! Неважно, что никакого отношения не имеют к естественным наукам, а ведь хочется быть академиками, заплатил взносы и числись! Одна и та же дряхлеющая «могучая кучка» пытается держать в своих цепких руках культуру Ярославии, ничего нового не может создать. Но чтобы упрочить свое положение в этой отросли, забрасывает своих эмиссаров то в управление культуры, то в департамент, то в театральный институт. В школу, в учительские сообщества идти не хотят, забыв про начинания разночинцев, подхваченные советской школой. Кандидатов наук по культурологии, по педагогике несть числа в нашей губернии, особенно в Ярославле! А школы превратились, в основном, в комбинаты по реализации образовательных услуг, а про воспитание забыли. Напомню верную мысль критика и властителя дум В. Г. Белинского: «Новое время рождает новые формы». Долой из культуры дремлющих прохиндеев и бездарных выскочек, дорогу новизне и творчеству, смелой и честной журналистике! На стороне писателя Е. П. Гусева, разделяя по основным позициям его мнение и одобряя содержание статей «Гордость и позор ярославской культуры», «Друзья и враги ярославской культуры», «Открытое письмо мэру г. Ярославля» и др., многие представители культурной и творческой общественности Ярославской области. Статьи его не идеальны, имеются погрешности, но сверхзадача поиска координальных перемен в культуре архиактуальна и необходима. Вся надежда на пассионарных людей: честных, мужественных, неравнодушных, ответственных и талантливых!
Доктор философских наук, член Международной ассоциации эстетиков, член Союза журналистов РФ Т. В. Дадианова |
|
|
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |