Ярославский
портал Участники:Ярославский Фонд развития культуры |
|||
полный список событий... |
Забыть ГеростратаВ 4 веке до н. э. в греческом городе Эфесе (ныне территория Турции) проживал ни чем особо не приметный мужчина по имени Герострат. Всё было бы ничего, но он был чрезмерно честолюбивым и захотел прославиться, даже вопреки здравому смыслу. И добился-таки задуманного: поджёг, а точнее сжег до основания знаменитый храм Артемиды (богини охоты, плодородия, женского целомудрия, покровительницы всего живого на земле, дающей счастье в браке и даже помощь в родах,) летом 356 года до н. э. в своём родном городе. Посягнув на святое, приобрёл себе бессмертную, но позорную, дурную славу. Античный учёный Страбон в своём труде «География» повествовал о том, что возмущённые и опечаленные этим фактом жители возвели новый храм Артемиды Эфесской. Да такой, что он стал входить в число 7 «чудес света». Я вспомнила сию древнюю историю о Герострате, об этом античном выскочке, узнав, как недавно один историк из Владикавказа, работающий старшим научным сотрудником в исследовательском центре, кстати сказать, специализирующийся на античности, точнее, сосредоточивший свой научный интерес на изучение ранней Греции: микенского, гомеровского и архаического периодов, вдруг резко потерял тягу к ним. А причина тому – активное увлечение православных жителей РСО-Алании личностью Великой просветительницы земли Русской – Марии-Ясыни. Она была аланкой по происхождению. Наш же фигурант (историк античности, как я выше упомянула) решил обратить на себя взор общественности и доказать вопреки и всем обратное в статье «Казус Марии Всеволожей: версия осетинского происхождения русской княгини», притом, натихую от жителей Осетии, в Интернете (на мало известном сайте independent.academia. edu). Слова не проронил ранее ни в газетах, ни на III научно-практической конференции «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России», где работала специальная секция «Великая княгиня Владимирская Мария-Ясыня в истории российской духовности, культуры и государственности» (Владикавказ, 26 мая 2014 г.). На ней выступили с докладами кроме осетинских ученых и иногородние, в частности доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН Л. Е. Морозова (Москва). 10 ноября 2014года в храме Христа Спасителя в рамках Всемирного русского народного Собора работала секция «Отечество, возвеличенное трудами предков. Мария-Ясыня: от аланской княжны до святой русской княгини». Но наш историк античности промолчал. А мог отвергнуть доводы той же Л. Е. Морозовой, выступившей с докладом и там. Или упрекнуть директора Владимирского музея-заповедника С. Е. Мельникову. Но лишь потом решил приостановить и даже уничтожить, как Герострат, созданное трудами старателей, запустив свою контраверзную ксенофобную тираду в Интернет. Но вопреки концепции нашего владикавказского историка, аланка Мария вышла замуж за владимирского князя Всеволода III (1154-1212), прозванного потом «Большим гнездом» по причине его огромной семьи. Мария-Ясыня (1158-1206), или изредка как её величали Мария Шварновна (Сварновна, Фарновна), родила ему 12 детей. К сожалению, сыновья Борис и Глеб умерли в младенчестве, друг за другом в 1188 и 1189 годах, но 6 сыновей и 4 дочери получили прекрасное, по тем временам, образование и были хорошо воспитаны. Она считала, что основа державы – большая, дружная семья и ратовала за мир. Мария была личностью уровня эпохи Возрождения, хотя и жила во время Средневековья. Она строила храмы, привлекала искусных мастеров зодчества, живописи для этой цели. Приглашала и книгописцев. Во время отсутствия мужа во Владимиро-Суздальской Руси по причине военных экспедиций, занималась управлением княжеством, обустраивала другие города. Владимирский Дмитровский собор в честь святого Дмитрия Солунского и в честь любимого мужа Всеволода, в крещении Дмитрия, построила шедевр мирового искусства, который патронируется ныне международной комиссией — ЮНЕСКО, штаб которой в Париже. На этом храме находится уникальная резьба, которую выдающийся культуролог Н. К. Рерих (1902-1960), в начале XX века подробно исследующий художественную выразительность отделки стен, определил понятием «скифский звериный стиль». Скифы – протоаланы. Аланы – предки осетин. «Когда-то богато-творческая рука аланов украшала храмы Владимира и Юрьев-Польского; разве эти геральдические грифоны, львы и все узорчатые чудища не являлись как бы тамгою (клеймом) далеких азиатских просторов», — отмечал он в «Листах дневника». (М.: Межд. Центр Рерихов, 1999, т. 1, с. 73). У него имеется и специальная работа «Аланские дружины в монгольскую эпоху», где подчеркивается эта мысль. (Впервые статья опубликована в Париже в 1933 году в журнале «Осетия»). С появлением Марии-Ясыни барсы (львы) стали изображаться не только на стенах владимирских храмов, но и на княжеских щитах, — стали геральдическим знаком. Дети, внуки, правнуки и праправнуки Марии-Ясыни и Всеволода III прославили землю Русскую. (См. мою статью «Ещё раз об увековечении памяти Марии-Ясыни — Великой просветительницы земли Русской» в Интернете на престижном портале «Богослов.ру“ или в газетах: “Северная Осетия», 2014 год, 29 ноября и 6 декабря; «Православная Осетия», 17 декабря 2014г.). Замечательные дочери были у Марии и Всеволода: старшая из них Всеслава (род. 26 окт. 1180 года) стала потом супругой князя Ростислава Ярославича Рязанского; Верхослава (в крещении, Антония) – супруга Ростислава Рюриковича; Вышелава – жена князя Ростислава Ярославича Черниговского; княгиня Собислава (в крещении, Пелагея); Елена. Нельзя не заметить тот факт, что имена дочерей происходят от имени Слава. «Слава – богиня древних славян… Алане веровали в единое божество Славу. Они представляли его себе богинею, девою, единою властительницею судеб жизни как земной, так и загробной, райской называли её также и царицею неба. Ей же придавали они и название матери, полагая, что от нея происходит как самая жизнь, так и всякое благополучие для человека. В отличие от матери земной, её звали божеской матерью… Культ этой богини Славы в глубокой древности был распространен у всех арийцев…Корень этого слова слыть, называться, именоваться, быть известным, отсюда происходит и слово, и слух, и слава… (См. Полный церковно-славянский словарь. Составил священник-магистр Григорий Дьяченко. М. Издат. дом Москов. патриархата, 1993 г., с. 612-613, репринтное переиздание. Подчёркнуто мной, Т. Д.). Сыновей назвала: Ярославом (отец А. Невского), Святославом (князь Юрьевский). Аланская, ясская, тяга в поисках имени отчётливо проявилась. Но оставим языковедческий аспект. Напомним, что героика была в деяниях сыновей и стремление краше обустроить вотчины Владимиро-Суздальсой Руси. Георгий героически пал в жуткой сечи на реке Сить в 1238 году с татаро-монгольским отрядом под предводительством Бурундая. Константин строил храмы в Ростове и Ярославле, способствовал развитию иконописи и книгочейства. Историк античности из Северо-Осетинского института гуманитарных и социологических исследований поставил себе цель: доказать, что Мария-Ясыня не имеет никакого отношения к Алании. Неистово, порой осатанело, не побоюсь этого слова, старается осуществить задуманное. Он не берёт во внимание алано-русские связи в этот период. Некоторые из них носили и остродраматический характер. Брат Всеволода III Андрей Боголюбский разорил семью своей жены аланки Ульяны. За неё вступился её дворецкий (по-тогдашнему, ключник) Амбал (в переводе с осетинского,- друг, товарищ). Напомню и тот факт, что почитаемая Русской церковью грузинская правительница Тамара (14 мая) была на половину аланкой: её мать Бурдухан. (Кстати, по одной из версий Всеволод, возвращавшийся из Византии, со своей будущей женой Марией-Ясыней познакомился во дворце царицы Тамары). Первым браком грузинская правительница была замужем за Юрием Боголюбским, который был сыном Андрея Боголюбского. Изучая сей ретивый псевдонаучный подвиг владикавказского кандидата исторических наук, я решила изучить психологические и социальные причины его неистовства. Уже 5 лет идет в Интернете его полемика. Он квалифицирует отток, выдавливание русских из Северной Осетии как следствие осетинской этнократии в республике. Анализируя книгу для 5-го класса «История Северной Осетии», упрекает автора этого учебного пособия за методологическую установку, что история Осетии – это история осетин, и что республика – государство осетинского народа. Цитирую: «Это вопиющее надругательство не только над Основным законом (Конституцией, что Российской, что республиканской, где республика названа государством „многонационального народа“), но и над историей формирования РСО-Алании, включающей в себя и ингушские, и кабардинские, и казачьи территории, и созданной, естественно, не усилиями осетинского народа, а Россией, русскими (не в этническом смысле, здесь точнее термин великороссы, а в государственном, гражданском». (См. в Интернете «Чиновник. Вид из окна кабинета – Русские в Осетии – не диаспора, с. 10). Я – не И. В. Сталин, считавший себя великим знатоком национального вопроса, и интересуюсь лишь диалектикой национального и интернационального в культуре. Этому посвятила немало статей. Мне методологически близка мысль великого немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля о том, что “чистых» явлений нет ни в природе, ни в науке, ни в культуре. Само понятие чистоты, самодостаточности не способствует выявлению сущности исследуемого объекта. Есть доля истины в рассуждениях оппонента автора учебника, но зачем же оголтело стремиться уничтожить наработанное коллективом людей, посвятивших себя изучению личности Марии-Ясыни, лишь потому, что создатель пособия для пятиклассников вошел в данную группу ясыневедов.. В средние века, в пору своего могущества Алания простиралась от Черного моря до Каспия, от нынешней Ростовской области до Кавказских гор. Не было закона оседлости. Люди не блюли чистокровность, вступали в межэтнические браки. Была в этом большая потребность. Никто не считает её Марией Владикавказской. Я и не предполагала, что показ взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга культур разных этносов алан и русичей может вызвать такое стойкое неприятие у русского человек, притом получающего зарплату в Северо-Осетинском научном учреждении. Следовало бы ему поучиться у российского исследователя В. Ф. Миллера (1848-1913), с благоговением изучавшего историю, культуру и быт осетинского народа. Всеволод Фёдорович не сидел в душном кабинете, разъезжал по отдалённым местам Осетии, беседовал с людьми на их родном языке, проявляя уважение к ним, говорил на их диалекте, будь то дигорский или иронский. Его ценили ещё и за это. Сия традиция давно бытует у многих армян и русских. Яркий пример хорошего знания осетинского языка подаёт бывший мэр Владикавказа – М. М. Шаталов. Художник В. П. Серебренников вдохнул в сугубо кавказское искусство – чеканку русскую лиричность. Ветеран пединститута В. Ф. Радченко подготовила плеяду талантливых педагогов Иристона именно благодаря знанию особенностей менталитета осетинского народа. И таких примеров немало. Этнокультурное разнообразие Осетии способствует формированию и общегражданской идентичности. Пусть умерит свой пыл неистовый ясофоб, уличая всех в осуществлении политического заказа. Каждый ученый сам себе делает заказ, равно как и упомянутый выше исследователь, считающий себя объективным историком — современным Геродотом. А на деле оказался Геростратом! Осетинский язык ему не люб, но он судит о его выразительных возможностях, не владея им. Толи осетины так опротивели «нашему Герострату», что он в Интернете воюет с ними и доказывает, что коренные жители должны осознавать себя прежде россиянами, а потом уж осетинами. Но уж что первым делом считать и что вторым, каждый вправе решать сам. А патриотизм начинается с любви к той земле, что тебя взлелеяла, где ты родился. Вспомним А. С. Пушкина: «Нам целый мир – чужбина: Отечество нам Царское село!» Или процитируем строки С. Михалкова: «В Казани – он татарин, в Алма-Ате – казах, в Полтаве – украинец и осетин в горах». Как бы ни пыжился владикавказский Герострат, но храм мы создадим, пусть не Артемиде Эфесской, но Марии-Ясыне обязательно! P/S. 1) Дабы не пиарить его (излюбленное словечко упоминаемого историка), не создавать славу, хоть и дурную, я не указала его Ф. И. О. в назидание ему и другим ясофобам! 2) Прилагаю завещание о мире Марии-Ясыни, которое звучит и ныне архиактуально. (Нажмите на картинку)
Т. В. Дадианова – доктор философских наук, профессор, член Союза журналистов, руководитель НКА «Алания» (Ярославль) 19 апреля 2015 года. |
|
|
Все права защищены © — 2024 Ярославский Фонд развития культуры
Перепечатка информации возможна только при наличии согласия администратора и активной ссылки на источник! Система управления сайтом HostCMS v. 5 |